С. Воложин

Гребенщиков. Истребитель. Обида.

Прикладной смысл.

Проиллюстрировать ницшеанство.

 

Гребенщиков оказался духовным трусом

Меня угораздило (и это со мной далеко не единственный раз) впасть в мнение, что есть терпимое ницшеанство – философское по сути и подсознательное по существованию. Это, мол, такой подсознательный идеал у творца, что он категорически не приемлет Этот мир и бежит из него в принципиально недостижимое метафизическое иномирие, у которого иллюзия, что он достижим как-то, если удаётся дать его образ в художественном произведении. И автор, и восприемник осознают только ЧТО-ТО, словами невыразимое, и всё. Плохое только какая-то негативность настроения у восприемника такого произведения. Или простая непереносимость читать, если это литература. Как у дочери моей: она не может читать Чехова – непереносимо скучно.

Но как только автор переходит к осознанию этого идеала, беды резко увеличиваются. Например, от “Санина” (1907) Арцыбашева в России в начале ХХ века прошла волна самоубийств. Сам он, правда, прожил 49 лет. Умер от чахотки. (Чехов – 44 и тоже чахотка.) Если б не чахотка, прожил бы больше, ибо осознание ужаса Этого мира часто совмещается со сверхчеловечеством, которое есть просто сврхмещанство, т.е. акцент на личной пользе в кубе. Гитлер прожил бы больше 56 лет, если б так всех вокруг себя не озлил. Но Гитлер в большинстве поступков не был трусом. А Гребенщиков вне своих песен скис, перейдя к иллюстрированию ницшеанства как Абсолюта в песнях к Относительности, скажем так, в жизни. В частности, к жизни политического эмигранта.

Вот свидетельства из его интервью русскоязычному ТВ Израиля (а в Израиле власть и СМИ, чтоб не ссориться с США, нацизма на Украине не видят – например, ежедневных массовых намеренных военных преступлений по отношению к гражданским – и, наоборот, авторитаризм в России считают фашизмом, преувеличивая со свободой в РФ до её, мол, полного отсутствия).

Итак.

"Ведущая: Жить сегодня не страшно?

Г-в: Нет. Я даже не понимаю, о чём идёт речь. Почему должно быть страшно?

- Ну потому что всё давит вокруг. Негатив. Вся эта информация… Война в конце концов.

- Я прошу прощения, а раньше войн не было? Нет, по-моему. Они всё время идут. Человечество тем и знаменито, что уничтожает друг друга с большим энтузиазмом… Когда я вижу фотографии нового уничтоженного русскими города, я часто вижу концертные залы, в которых я играл, театры. Это места, которые я хорошо знаю”.

Я сразу заподозрил Мариуполь (ибо из прилично больших городов, с театром, взятых с боем, он мне кажется единственным). Так и оказалось. Гребенщиков там выступал, а в Лисичанске и Северодонецке – нет. Так трусость (в подпевании извращениям) оказалась в передёрге. Жилые-то дома нацисты “Азова” превратили в Мариуполе, а в других городах простые ВСУ-шники, в опорные точки. Их стены приходилось взрывать, но чтоб не подвалы, где сидели заложники. А с театром в Мариуполе вообще отдельная история. Я разбирался лично, как это ни смешно звучит. Мне родственник, эмигрант в США, оболваненный, прислал глупейшее видео о, мол, разбомбленном россиянами театре. Так я не только в пух и прах разоблачил глупости этого видео, но и лично “проверил” доказательства следствия о причинах разрушения театра. Главное, доступное мне, – завёрнутость краёв железом покрытой крыши (красной снаружи, что я отдельно проверил по довоенным фото). Дырки от осколков в железе завёрнуты так, как если б взрыв произошёл внутри. У следствия были свидетели, что что-то в ящиках азовцы принесли в подвал. Взрывчатку? Отличить по отверстиям в кровле взрыв это взрывчатки в ящиках в подвале или взрыв российской бомбы, проникшей под крышу, я не мог. Но тогда подумал, что это от ящиков. Что вполне стыкуется с ненавистью азовцев к мариупольцам (к чему Г-в слеп, хоть даже Конгресс США признал “Азов” неонацистами). – И вот он винит в разрушении Мариуполя россиян (города "нового уничтоженного”, хоть тот был первым). Трусит винить украинскую сторону. Наверно, плохо относиться станут к нему на Западе, а он не хочет. Ограничивается только общими словами про войны и человечество. А как конкретнее – так антироссийски.

Интервью прерывается песней “Истребитель” (1996), выражающей крайнее неприятие лирическим героем войн.

Какая война тогда могла довести Г-ва до крайности?

"1990—1992 Южноосетинская война

1990—1993 Гражданская война в Грузии

1990—1994 Гражданская война в Руанде

1991 Война в Персидском заливе

1991 Десятидневная война в Словении

1991—1994 Карабахская война

1991—1994 Гражданская война в Джибути

1991—1995 Война в Хорватии

1991—2002 Гражданская война в Алжире

1991—2002 Гражданская война в Сьерра-Леоне

1992 Вооружённый конфликт в Приднестровье

1992—2001 Продолжение гражданской войны в Афганистане

1992 Осетино-ингушский конфликт

1992—1993 Грузино-абхазская война

1992—1995 Боснийская война

1992—1997 Гражданская война в Таджикистане

1993—2005 Гражданская война в Бурунди

1994 Гражданская война в Йемене

1994—1996 Первая чеченская война

1994—1998 Гражданская война в Иракском Курдистане

1995 Война Альто-Сенепа” (https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/219434#1990.E2.80.941999).

Вопрос не риторический, мол, для ницшеанца ведь весь Этот мир нехорош из-за хотя бы всегдашнего наличия в Нём войн. Ибо марку ницшеанца тут Г-ов не выдержал. В конце песни лирический герой убивает истребителя.

Истребитель

 

"Расскажи мне, дружок, отчего вокруг засада?

Отчего столько лет нашей жизни нет как нет?

От ромашек -- цветов пахнет ладаном из ада,

И апостол Андрей носит "Люгер" пистолет?

.

От того, что пока снизу ходит мирный житель,

В голове все вверх дном, а на сердце маета,

Наверху в облаках реет черный истребитель,

Весь в парче-жемчугах с головы и до хвоста.

.

Кто в нем летчик -- пилот, кто в нем давит на педали?

Кто вертит ему руль, кто дымит его трубой?

На пилотах чадра, ты узнаешь их едва ли,

Но если честно сказать -- те пилоты мы с тобой.

.

А на небе гроза, чистый фосфор с ангидридом,

Все хотел по любви, да в прицеле мор да тла

Рвануть холст на груди, положить конец обидам,

Да в глазах чернота, в сердце тень его крыла...

.

Изыди, гордый дух, поперхнись холодной дулей.

Все равно нам не жить, с каждым годом ты смелей.

Изловчусь под конец и стрельну последней пулей,

Выбью падаль с небес, может, станет посветлей...”

То есть он стал на чью-то сторону. Наверно, на антисербскую, коль сербы и русские друзья. Сербы ж были главными в Югославии. Угнетали-де остальных. Ну и на чеченскую – по той же причине. Как факт, апостол Андрей, покровитель России, выбран для нападок на агрессивность, идущую с небес начиная.

Вибрирующий, характерно блеющий голос, голос маленького и слабого противопоставлен диким, скрежещущим звукам музыкальных инструментов чего-то огромного. А Россия – самая большая страна.

Но вернёмся к интервью.

"- В основном пишут об Украине.

- К сожалению уже перестали писать. В английских газетах пишут мало. А это должно быть на первых строчках. Потому что это самое страшное, что СЕЙЧАС происходит”.

Передёрг в подтексте. Ибо самое страшное, что дело пошло к ядерной войне, а не – берём максимум – исчезновение государства Украина.

И идёт монтаж – песня “Обида” (слушать тут, её в Яндексе нет; как на Западе – практика отмены всего русского).

Обида

Опять за лирическим “я” малость и моральная правда перед большим, сильным и плохим. И песня – лирическая. – Никакого ницшеанства уже вообще нет. То есть верно, что и было оно, когда было, то было не глубоко в душе, аж сознанию неведомое. Нет. Оно было осознаваемо. И извлекалось на публику по шкурной надобности, когда надо было громить советское, под видом того, что громится весь Этот мир.

Инициатива, какие песни вставлять в интервью, наверно, исходила от Г-ва. Но ведущей не понравился его новый, обыкновенный, сентиментальный облик, и она круто взяла инициативу в свои руки.

“- Вернусь к медитации…Как это происходит…

- Существуют ваши мысли и существуете вы. Это две разные вещи...”.

Я предлагаю для дальнейшего понимания под "вы” понимать ницшеанское философствование. То есть тоже мысль. У Чехова вместо неё было создание произведения под влиянием не данного сознанию иномирия в образе, например, зелёного луча на закате в “Гусеве”, у Гитлера – в образе морского горизонта, прогнувшегося под тяжестью лунной дорожки в “Ночном море”.

Философствование ницшеанское исходит из непереносимости для индивидуалиста того простого факта, что его пребывание на Этом свете – временное. И – проба стать выше этого. Посмотреть на себя не из себя. Даже посмотреть на мир без себя. Хладнокровно и трезво. Как в обычной жизни не бывает, ибо, пока мы не спим, мы думаем, а думаем – исходя из нужд. То есть, будучи несвободными. До непереносимой для ницшеанца крайности несвободны.

Коллективисту так не думается, потому что он знает, что как бы мало он ни значил, его пребывание на Этом свете какой-то след да оставляет для человечества, а то – бессмертно.

И вот тёмная речь Г-ва.

"…Это две разные вещи. Вы – сами по себе, ваши мысли сами по себе. Мы всё время делаем одну и ту же ошибку, мы ассоциируем себя со своими мыслями. Позвольте мыслям лететь, как стае птиц. Пусть летят. Пусть в голове будет, что угодно. Дело не в голове, дело в сердце. Вот садитесь с прямой спиной желательно в пять утра. Очень рекомендую.

- Спать хочется.

- Вот, вместо того, чтобы спать, посидите полчаса. С прямой спиной. Просто дышите. И позвольте мыслям течь, куда им захочется течь. А вы поспешите обращать внимание на дыхание. Уверяю вас, через 15-20 минут вы почувствуете что-то, чего не чувствовали раньше”.

Полное наплевательство на всё на свете. (Из-за чего это считается обычно аморальным. А точнее – состояние над Добром и Злом. Внеморальность. Когда речь – вообще.)

"- Бог такой жестокий [имеется в виду война на Украине]?

- Жестокий почему?

- Потому что допускает всё это.

- Простите, это не Он допускает, это мы допускаем.

- А роль Бога в чём?

- А у Него нет роли. Он является самой сущностью бытия. Он и есть бытиё. Война, кстати… Война присуща людям изначально. Всегда. Поэтому война это… Война и мир это как яркие и тусклые, тёмные краски художнику. Одними яркими красками картину не напишешь. Нужно использовать и умбру, и чёрный цвет и тёмно-серый цвет. Всё это нужно использовать”.

И, понимай, нет вины России в агрессивности. Она – чёрный цвет. И не надо, казалось бы, на неё сердиться.

"- Это то, что сейчас творится в России.

- Вот!”.

И оба соскочили с внеморальности. Он – словом "сейчас”. То есть России время от времени достаётся злая роль. А она – восклицанием "Вот!”. Т.е. он покинул надмирность ницшеанца, переходя в историческое время. То есть ницшеанство у него не из глубины души, а оружие. Для супермещанина. Для исключительного. Для того, что характерно Западу – цивилизационная исключительность. Сверхиндивидуализм.

"- …очень хорошо транслирует то, что сейчас происходит в России.

- Простите, в России никогда не может происходить по-другому”.

То есть Г-ов вывернул на Абсолют, но в историческом измерении (не ницшеанском). Россия – чёрная краска. Ницшеанство всё-таки покинуло Г-ва. Оно было так, для оригинальности. Когда надо супермещанину.

Мне стало скучно следить за такой непоследовательностью. Точнее, за последовательностью супермещанина. Он и Россия – не совместны. Он – это Запад последних тысяч лет. Когда Запад и будущая Россия разошлись типами общин. На западе осталась кровно-родственная община, а не месте будущей России родилась новая, территориальная община.

.

- А в чём его, Г-ва, духовная трусость?

- В том, что ницшеанец – это несгибаемый. Г-ов, наверно, когда-то был им (или думал, что был). А стал гнущимся в зависимости от обстоятельств, типа трус, если с первой точки зрения.

9 февраля 2023 г.

Натания. Израиль.

Впервые опубликовано по адресу

https://dzen.ru/a/Y-VevC8vRX06s77U

 

 

На главную
страницу сайта
Откликнуться
(art-otkrytie@yandex.ru)