С. Воложин
Гребенков. Картины.
Художественный смысл.
Плохо, когда личность в загоне. |
Что бы это значило?
Я сперва покажу, а потом начну рассуждать.
Гребенков.
Ни названия, ни даты создания картины я найти не смог. Художник, Гребенков, Михаил Николаевич, жил в 1922-1995 гг.
С похожей точки зрения сделана такая картина:
Саврасов. Вид на Московский Кремль весной 1873 года.
С похожего места – такое:
Современное фото есть с приблизительно того же места:
Отовсюду не видно Спасской башни. Чуть правее Колокольни Ивана Великого видна на фото Троицкая башня. От Беклемишевской (она круглая) до Спасской три маленькие: Константино-Еленинская, Набатная и Царская. Неужели у Гребенкова именно они и видны? Причём Константино-Еленинская – еле-еле. Как бы туман её прикрыл. Но почему дальше оборвано. – Специально, чтоб не нарисовать Спасскую? Символ государства**… У живописцев и гравёров тоже нестыковки с действительностью. В гравюре 1889 года нет Большого Кремлёвского дворца, какой есть в 1873-м у Саврасова. Но только у Гребенкова так намерено пусто место, где должна была быть Спасская башня. (На фотографии она, наверно, за деревьями.)
Не в том ли разгадка, как я наткнулся на этого Гребенкова.
Солженицын противопоставлял Советскому Союзу Россию. Мне захотелось узнать, как у него было с религией.
Так вот духовник Солженицына, когда тот вернулся в Россию, говорит:
"Я здесь Промысл Божий вижу в том, что у меня в жизни был ещё человек, чем-то очень похожий на Александра Исаевича, — мой учитель Михаил Николаевич Гребенков — тоже человек творческого труда, перенесший войну — фронтовик и художник. От Гребенкова, ещё до встречи с Александром Исаевичем, я узнавал много страшных фактов о войне, о человеческих взаимоотношениях того времени, вовсе не героических, не таких, о которых писали в советских газетах и книгах.
И при общении с Александром Исаевичем я вспоминал Михаила Николаевича — это люди одного духа” (https://rusk.ru/st.php?idar=82753).
Я полез искать картины этого Гребенкова, и Кремль моё внимание остановил – очень уж густой туман накрыл Москву. Справа вверху и чуть ли не до середины есть нечто, похожее на блик от осветительной лампы при фотографировании репродукции. А может, это солнце, так и не сумевшее пробиться сквозь мряку, опустившуюся на страну, от страшного государства, которое при смене столицы Спасскую башню избравшего своим символом. “Глаза мои его б не видели”, - как бы сказал себе Гребенков и… не изобразил Спасскую башню вообще.
Я было думал, что отсутствие флага над куполом Большого Кремлёвского дворца тоже что-то значит. Но, оказалось, нет:
"…на которой установлен флагшток. Во время заседаний Верховного Совета СССР или РСФСР на нем поднимают государственные флаги СССР или РСФСР” (https://kreml-msk.ru/kreml-dvorec.html).
Зато значит цвет – свинцовая вода, свинцовая вся картина, свинцовая жизнь в СССР*.
24 января 2023 г.
Натания. Израиль.
Впервые опубликовано по адресу
https://dzen.ru/a/Y9BEn2BR0lvjsCJV
*
- А может, Спасской башни не видно потому же, почему её не видно на других репродукциях с той же точки зрения? И нет политического подтекста…- По другим вещам видно, что есть.
“…сформировать собственную манеру живописи в период господства социалистического реализма и особенно в 1950-е годы было не просто, а если быть точнее, то и небезопасно. М.А. Чегодаева описывала происходящее следующим образом: “Вторым качеством, которым ни в коей мере не должен был обладать "социалистический реализм", была оригинальная опять-таки своя, индивидуальная форма – узнаваемая, лично художнику принадлежащая, им самим "добытая" живописная или графическая манера. Условность и экспрессия, декоративность, фантазия и живое "настроение", живописность фактуры и мазка, артистизм линии –все это было загнано в один "воронок", задвинуто одной решеткой, припечатано одним клеймом "формализм"”. В результате сложившейся ситуации не многие художники ставили перед собой формальные задачи, однако в период десталинизации (середина 1950-х –середина 1960-х годов) началась частичная демократизация общественной жизни в СССР, называемая “оттепелью”, заметно ослабела цензура в области искусства, и условия для живописных поисков стали более благоприятными.
…переход… от “пластического” видения… к “живописному” видению, где художника начал интересовать зрительный, а не осязательный образ. Практическое различие проявилось в трансформации “скульптурного” объема в “живописное” плоское цветовое пятно без ущерба для предметной реальност” (https://академия-строганова.рф/uploads/catalogfiles/482_popov_text_dissertacia.pdf).
Гребенков. Осенний лес. Оргалит, масло.
Гребенков. Небо над Москвой.
Левее центра, похоже, университет на Ленинских (Ворбьёвых) горах. Окончание его строительства было в 1953-м.
Гребенков. Москва. Картон, масло.
Это как бы страстный протест против заорганизованности в тоталитраном государстве.
Почти нигде нет ни назвааний и совсем нет дат. А где есть (в одной), становится ясно, что ему не надо было разрешения хрущёвской оттепели, чтоб возродить через треть века ""живописное” плоское цветовое пятно”.
Гребенков. Стога. 1939. Холст, масло.
Другое дело, что до 60-х годов не было ядерного паритета, и объективно и нельзя было отказываться от тоталитаризма. Но такой прозорливостью Гребенков не обладал. Он просто хотел возврата к старому.
26.01.2023.
**
- Просто круглая башня не Беклемишевская, а Водовзводная. И Колокольня Ивана Великого заслонила собой Спасскую башню.- Ваша правда. Но это не мешает идее устранить символ советской государственности из виду.
25.02.2023.
На главную страницу сайта |
Откликнуться (art-otkrytie@yandex.ru) |