С. Воложин
Гойя. Маха обнажённая.
Художественный смысл
Почувствовал дыхание ада. |
Гойя отчаявшийся
Услышал от видевшего подлинник “Махи обнажённой” (1800 - 1803) Гойи, что он почувствовал дыхание ада. Человек не верующий, между прочим, и рационалист.
Поверить, что ли?..
Или можно проверить?
Обнажённая, понимай, суть свою показывающая. Одетая – маска (накрашены ресницы, брови, пожалуй, и губы).
Это не герцогиня Альба, одно время бывшая любовницей Гойи. Изображённая, вроде, коротконогая.
А родственники герцогини сделали эксгумацию, были произведены замеры, и они показали, что изображена не Альба.
“Маха… "свободная женщина, цыганка", "женщина-змея"… в Испании — прозвание женщин, ведущих независимый образ жизни, в основном из провинции, "глубинки". Поэтому в Мадриде, столице Испании, этим словечком в XVIII—XIX вв. часто называли цыганок и куртизанок” (Словарь изобразительного искусства).
И не ждать же любви от позирующей обнажённою проститутки… Или, если это типа оперной Кармен женщина… такая отдавалась по любви лишь. То Хозе, то Эскамильо, но – по любви. Но то ж – произведение не реалиста, как Мериме (у Мериме она потаскуха: замужем, Хозе, лейтенант…).
И правда, половой акт после сеанса позирования предвидится (это выдают разгоревшиеся щёки), но любви что-то не видно в выражении лица, во всяком случае, у обнажённой. Одетая ещё не так резко написана. Подбородок едва не сливается с шеей, нос с правой (от нас - левой) щекой просто не разделён, взгляд затуманен, волосы – дымом. Ещё можно это счесть чем-то от романтики. Но у обнажённой всё резко, никакой накрашенности ни бровей, ни ресниц, ни губ, в глазах блеск вряд ли желания. Скорее – интереса к смотрящему: как ты там себя чувствуешь, а? Там, да, именно там? И что так следует думать, подтверждает холодный тон шеи, прямо голубой. Холодный тон – холодный взгляд… Одетая, несколько затуманенная, пусть и притворяющаяся – кем притворяется? – Зовущей… Ждущей… А обнажённая изучает тебя. Наука же – дело трезвое и далёкое от морали.
Так для меня проблема – к какому идеостилю отнести тут Гойю. Дело в том, что недавно я нашёл его залетевшим аж в… реализм (см. тут). Но реализм – это открытие художником того социального, которое ещё социуму не открыто. Так холодность проституток, я не думаю, что может быть предметом открытия 54-летнего Гойи для себя и для общества. До порицания ж проституции, продажности он, - вполне в духе нравоучительного Просвещения, - опускался ранее, в “Капричос” (закончена к 1799 году).
Они говорят “Да” и протягивают руку первому встречному |
Никто никого не знает |
Да простит ее Бог, это была ее мать |
Потому говорю: опускался, - что это ж не художественность – иллюстрация знаемого.
Так если не Просвещение и не реализм, то что остаётся? Всё-таки романтизм? Могла Гойю к 1800 году охватить мировая скорбь? Такая, что спастись от неё можно только уходом в свой внутренний мир, прекрасный… – Вполне. В Англии и Германии романтизм уже был. – И тогда прекрасный душою автор отторгает от себя не просто проститутку, а исчадье ада. Масштаб её отражает масштаб великой души автора. Он всё может: даже и такую красавицу не хотеть.
И для этого он делает свой персонаж не просто махой, а душою махой. В ницшеанском смысле. Аристократическом.
И тогда на ногах одетой – позолоченные туфли, на плечах - что-то тоже золотого рода. Тогда лежит она на дорогущей простыне и наволочках – с тончайшими кружевами.
Тогда воображал он (а может, и были такие) великосветскую роковую женщину. И может, и была у него какая-нибудь такая мучительная любовь… Может, с той же Альбой. – Вот он и излил свою великую душу на холст.
Или задаться вопросом, чего это он, придворный живописец, вдруг стал делать офорты, произведения тиражируемые, то есть – для народа? И что если ответ такой: он просветитель; он хочет народ вытащить из средневекового мрака; вот он и стал непосредственно к нему обращаться с моральными проповедями. И, спрашивается: у него получилось хоть что-нибудь? – Нет, конечно. И он вполне мог впасть в отчаяние и броситься вон из внешнего мира в спасительный внутренний мир.
А доказано (на примере Крылова, Грибоедова), что в реализм творец перейти может не только побывав предварительно романтиком, но и прямо из классицизма (Фомичев С. А. Поэзия Пушкина. Творческая эволюция. Л., 1986. С. 292). То есть из классицизма есть две дороги: в романтизм и в реализм. Так если Гойя, бесполезно борясь с народом сатирой, заскакивал порою в реализм (см. тут), то почему б ему не заскочить где-то и в романтизм? Шатнёт в мудрость – и он в реализме, шатнёт в отчаяние – он в романтизме. Тогда само разочарование Гойи от хождения в народ своими “Капричос” могло быть так огромно, что одно оно уже могло бросить Гойю в романтизм с его мировой скорбью.
Вот и получается, что мой очевидец “Махи обнажённой” в музее Прадо прав насчёт её адскости.
3 января 2014 г.
.
Натания. Израиль.
Впервые опубликовано по адресу
http://www.lik-bez.ru/archive/zine_number5134/zine_saloon5140/publication5171
На главную страницу сайта |
Откликнуться (art-otkrytie@yandex.ru) |