С. Воложин
Говорухин. В стиле jazz.
Скрытый смысл
Пусто живёте. |
Опять хитрящий Говорухин
Когда я начал работать инженером, меня удивил мой мозг. Я мог утром проснуться с осознанием сделанной вчера ошибки в таком-то месте. Приходил на работу и исправлял. С большим удовлетворением впоследствии прочёл о наличии в человеческом мозге цента ошибок. И когда он включается.
Вчера шёл на вечернюю прогулку и вдруг понял, что в фильме “В стиле jazz" (2010), который я днём посмотрел и плюнул (какая-де ерунда!), Говорухин над нами посмеялся в том месте, где кинорежиссёр (играет знаменитый Сухоруков, а роль – мизерная) на киносъёмке на пляже соглашается с помощником касательно подобранного для съёмки из толпы молодого человека:
"- А может усы наклеить?
- Можно.
- А какие?
- Ну обычные, скажем, как у меня. Да нате, возьмите эти (отрывает с себя седоватые усы и отдаёт)".
Мало что зачем же он наклеенные усы носил, но и усы с проседью – молодому человеку…
Кино, мол, современное – это туфта, и вообще вся современная жизнь – туфта, и я, Говорухин, снимаю это, вот, кино лишь якобы с приятием такой жизни… в стиле jazz (с латиницей, в смысле – глобализация американская), а вы, мол, зрители, дураки, что так же пусто живёте.
Как только меня такое осенило, я стал вспоминать десятки подтверждений этому.
Фильм начинается сценой съёмки зимней (с искусственным снегом, потому что вокруг стоит неимоверная жара) сцены, как женщина даёт пощёчину мужчине. Даёт слабо. Обретающиеся около режиссёра помощницы-женщины обсуждают, что та стесняется ударить крепко такого красавчика. Снимают второй дубль. Женщина бьёт крепче. Мужчина ненатурально падает. Какая-то ревнующая к исполнителю главной роли (в “сухоруковском” фильме) любую актрису женщина (Самохина), приближённая к режиссёру (Сухорукову), комментирует:
"- Заставь дурака богу молиться…” (В смысле – он и лоб расшибёт).
Актриса это слышит, возмущённо бросает о оземь шубку и покидает съёмочную площадку. (А это не актриса, а была взята на пробу какая-то посторонняя. Ушла и больше её никто никогда не увидит.) – Вступает автор сценария (главный герой, влюбящийся в эту пробующуюся) и ревнивая (Самохина):
"- Зря вы так.
- Девочка понравилась? Беги, догоняй”.
Главный герой “бежит”-таки догонять.
"Помощница: Ирина Михайловна, вернитесь.
Оператор: Так будет дубль или нет?
Ревнивая (с вызовом укоризненно смотрящему на неё режиссёру): Что?
Помощница: И что будем делать?
Режиссёр (пожимая плечами): А дубль снят”.
Это при ненатуральном падении мужчины…
“Хал-ту-ра”, - как бы сказал Говорухин, маскируя всё под комедию, мол.
А выбор главного героя, писателя… Этакий десантник высокого роста, атлетического сложения, без признаков особого интеллекта, всегда с однодневной небритостью.
Его и не запомнишь с одного раза. Но – сделан, как в нынешних фильмах, любимцем женщин.
Тоже ведь насмешка над нами.
У него, любимца, есть жена (ещё не разведён). Не ровня. Хоть тоже писательница. Но он написал только один роман, а она 14. Так играть её Говорухин пригласил модную, увы, писательницу детективных романов (то есть литературы дурного пошиба) Устинову. И над той некоторым образом посмеялся, не только над нами, читающими такие романы.
Введена она по комическому поводу: выручать из ареста милицией сестру невесты главного героя. Милиция-де уважает и знает модную писательницу детективов. Пойдёт для неё на освобождение из-под ареста.
А это в конце позорное примирение главной героини с главным героем…
Пикантность была в том, что младшая сестра главной в главного тоже влюбилась и перестала собой владеть. А их мать, - тоже ещё очень ничего себе, стюардесса, - неосторожно затянуто проведя время с будущим зятем, как-то не рассказала невесте об этом. И вот перед невестой рисуется, что её будущий муж бабник, охмуряет и сестру, и маму. Она его прогоняет со своего дня рождения. Но тут привозят мотоцикл, подарок жениха. И невеста смилостивилась, раз, оказывается, с её сестрой её жених встречался, чтоб узнать у той, что лучше всего подарить мотоцикл. – Купилась на богатый подарок, понимай. Что с точки зрения Говорухина позорно (хоть теперь это принято в этой жизни в стиле jazz).
Чтоб образ автора (Говорухина) не стал ассоциироваться с каким-то морализатором, лейтмотивом проходят в фильме лирические мелодии 30-х годов. Та легкомысленность, мол, имеет авторитет допустимого лёгкого отвлечения от великого дела строительства социализма, пусть то дело и было предано нами же много позже, зато до предательства всё было невинно.
А сейчас – фэ.
И – тихие насмешки, насмешки, насмешки на каждом шагу.
Две будущие соперницы, сёстры… Принято в кино молодых женщин раздевать догола. – Пожалуйста. Говорухин их заставляет по приходе домой принимать душ. И нам это должно быть, конечно, видно. Принято, чтоб до постели влюблённые доходили быстро. – Пожалуйста.
Раз он на телепередаче “Мой герой” (Устиновой той же) шутливо рассказал, как он стал кинорежиссёром: смотрел из толпы любопытных, как снимали кино на улице, все суетились и что-то делали, а один сидел и пил кофе. Он спросил: кто это? Ему кто-то в толпе ответил с пиететом: Это режиссёр. “Хорошая профессия, - сказал Говорухин Устиновой, - и так я стал режиссёром”.
То же он снимает в сцене, как снимают кино на одесском пляже. Сидящему режиссёру (Сухоруков) подают кофе… Вообще – всё несерьёзно. И – обратно самому началу. Вода в море холодная, а надо купаться, будто это лето. И опять страдает исполнитель главной роли. Вначале его бьёт по лицу женщина, теперь он вынужден торчать в ледяной волне. Его любовница (Самохина) опять негодует.
Говорухин якобы с упоением снимает киношные дрязги. Но это лишь якобы. Он якобы снимает фонтаном брызжущую полноту жизни (в том числе в этом якобы для того и созданном городе – в Одессе, да и в Москве тоже). Но это опять – лишь якобы. – Для того и съёмки ведутся в шаблонных, туристских (для поверхностных людей) местах этих городов: на Красной площади в Москве, у оперного театра в Одессе. Эта одесская обжираловка в ресторане у пляжа в Аркадии… Эта самая шикарная гостиница Лондонская… Трафареты, шаблоны…
Не то, чтоб Говорухин всего этого не любил в жизни. Но.
В стране с катастрофической ныне разницей между богатыми и бедными… Год же создания произведения тоже ж что-то говорит.
13 мая 2016 г.
Натания. Израиль.
Впервые опубликовано по адресу
http://www.pereplet.ru/volozhin/372.html#372На главную страницу сайта |
Откликнуться (art-otkrytie@yandex.ru) |