С. Воложин

Бахнов. Коктебля.

Городницкий. Жена французского посла.

Коробцов, Фомин. Курская битва.

Кондратенко. Ванька-встанька.

Литвинцев. Убывающий Бочкарёв.

Разные смыслы.

Разные смыслы.

 

Вот, что ограничивает в доступе или вообще не публикует

в России почти 5-я колона

Вух, как меня подкузьмил один с предательством Городницкого!

"Ну нельзя же так серьёзно. Вы ещё "В Сенегале, братцы, в Сенегале" проанализируйте на предмет космополитизма”.

Я начну издалека для разгона.

На излёте первой трети моей жизни мне крупно повезло: я встретил свою будущую жену, и она мне, тёмному провинциалу, открыла мир авторской песни, который мне показался кристаллом чистоты и честности, как и она сама. Жили мы в полутора тысячах километров друг от друга – приходилось друг к другу летать. И вот прилетел я раз к ней как к руководителю похода по Крыму. Она вела группу сослуживцев. Первый привал после железной дороги был ночью уже где-то под Планерским. Естественно – костёр и песни. Ихние, туристские. Я слушал, чуть не открыв рот от удивления, и молчал – диво-песни. Попросили меня что-нибудь спеть. Я отнекиваюсь: я таких песен не знаю. А они мне: пой свою любимую. А я любил суровые песни про море. Ну и спел “Прощайте, скалистые горы”. – Они все были её, Наташи, сотрудники, любили её (она их походами учила мужеству и отказу от комфорта), радовались за неё, что у неё, вот, ухажёр. И мне простили. Ибо я так истошно спел от старания, что это как-то не взялось. Только взяли и спели в ответ шуточную от имени, мол, тёмного квасного ультрапатриота.

Коктебля

 

Какая чудная земля!

Кругом заливы Коктебля,

Колхозы, бля, совхозы, бля, природа.

Но портят эту красоту

Сюда наехавшие ту-

неядцы, бля, моральные уроды.

.

Они не бриты никогда,

Не признают они труда

И спорта, бля, и спорта, бля, и спорта.

Ужасно наглый вид у них,

Одна чувиха на троих,

И в шортах, бля, и в шортах, бля, и в шортах.

.

Девчонки вид ужасно гол,

Куда смотрели Комсомол

И школа, бля, и школа, бля, и школа?

Купальник тоненький на ней,

А под купальником, ей-ей,

Всё голо, бля, всё голо, бля, всё голо!

.

Сегодня парни водку пьют,

А завтра планы продают

Родного, бля, советского завода.

Сегодня ходят в бороде,

А завтра где? В эн-ка-вэ-де!

Свобода, бля, свобода, бля, свобода!

.

Кто говорит, что я свою

Для денег написал статью,

Не верьте, бля, не верьте, бля, не верьте!

Я написал не для рубля, а потому что был я бля,

И есть я бля, и буду бля до смерти!

1963

Они вместо бля пели пнял. А у меня на работе был один, так говоривший, и сказывали, что он стукач…

До меня только потом-потом дошло, что и эта песня не выбивается из остальных. А какие были остальные? – Я в такое время приобщился (в 1969-м) к этому всесоюзному песенному движению, когда там большинство ещё было, скажем так, левых шестидесятников, взявшихся было спасти тонущий в быту, вещизме и комфорте социализм. У правых кумиром был Галич, а у левых – Окуджава. Они ещё не чуяли, что последний к тому времени уже сменил курс слева направо. В общем, большинство было левым.

А ультрапатриоты – это была та инертная масса, которую надо было отвратить, грубо и остро говоря, от лжесоциализма (без самодеятельности и гражданской ответственности) к настоящему социализму (с отмирающим государством, что в принципе уже можно было начать осуществлять ввиду достижения ядерного паритета с США). Что не получилось, и, в результате, через четверть века наступила реставрация капитализма в СССР. В общем, они и тогда уже чуяли, что у них вряд ли что получится, и большинство их песен было потому грустными (чем и ошеломили меня; я ж знал только оптимистичную советскую эстраду, и потому, наверно, в пику, мне нравились суровые песни). Но вот эта, процитированная, была редким оптимистическим исключением.

Таким исключением являлась и “Жена французского посла” (1970) Городницкого.

 

Мне не Тани снятся и не Гали,

Не поля родные, не леса, —

В Сенегале, братцы, в Сенегале

Я такие видел чудеса!

Ох, не слабы, братцы, ох, не слабы

Плеск волны, мерцание весла,

Крокодилы, пальмы, баобабы

И жена французского посла.

.

Хоть французский я не понимаю

И она по-русски — ни фига,

Но как высока грудь ее нагая,

Как нага высокая нога!

Не нужны теперь другие бабы —

Всю мне душу Африка свела:

Крокодилы, пальмы, баобабы

И жена французского посла.

.

Дорогие братья и сестрицы,

Что такое сделалось со мной?

Всё мне сон один и тот же снится,

Широкоэкранный и цветной.

И в жару, и в стужу, и в ненастье

Все сжигает он меня дотла, —

В нем постель, распахнутая настежь,

И жена французского посла!

Только подкалывает тут Городницкий не инертного типа (большинство), обеспечившего через четверть века пассивность народа при реставрации капитализма, а подкалывает соблазняющегося этим ярким метропольным капитализмом, зеркалящим даже в Африке, если это касается Франции.

Отставал в 1970-м Городницкий от Окуджавы. Ещё был свой, левый.

8 августа 2023 г

Ура Коробцову и Фомину!

Они – авторы первой части мемориала “Курская битва”.

А я грешен. Всё искал репродукцию в которой было б что-то из ряда вон выходящее. Ведь если при словах Курская дуга все вспоминают Прохоровку и встречное танковое сражение (это было на юге дуги), то про северную дугу, Поныри, никто ж не знал, а там совсем чудо. Там не танки на танки шли, а против немецких танков стояли в окопах солдаты. Ну с противотанковыми ружьями и гранатами и противотанковым пушками позади их окопов. Но без брони ж! И выстояли. Ну чудо и всё. Как не ждать выражения чего-то сверхъестественного? – А дурак я оказался. Просто человека, даже без оружия, воспели скульпторы.

Коробцов, Фомин. Курская битва. 2023.*

А главное – почему я и писать-то взялся – одна моя идея-фикс работает: что самые великие произведения выражают какой-то нюанс духа времени. А теперь им является даже не противостояние цивилизаций (русской и западной), чего в той войне не было (было противостояние капитализма с альтернативным общественным строем {союзничество Запада было шкурным и в чём-то подлым})… Теперь противостоит человеческое с… нечеловеческим. Не в поэтическом смысле: сила тёмная, проклятая орда, царство тьмы, другой полюс, гнилая нечисть, отродье человечества (слова всё из “Священной войны”). А в каком-то объективном смысле. – Ведь эта гендерная революция прямо в нечеловеков же превращает этих… А применение каких-то веществ, чтоб легче в бой шли… И вшитости всякие под кожу… Какие-то киборги… А мы выставляем против всего лишь традиционализм. Человека обычного.

Нет, я знаю, там, у немцев, тоже культивировался сверхчеловек, вседозволенность. Но это ещё были всё же люди. И проиграли немцы войну хоть и машин (так называли ту войну), то есть у нас машин оказалось и больше, и лучше. Но за нами был – пусть и самообманно – самый лучший общественный строй. Люди всё же побеждают, а не оружие.

А теперь против нас субъекты, воодушевлённые какими-то прямо нечеловеческими идеалами. (Человеку ж свойственно размножаться, а эти… с однополыми браками…) Это ж курс на уничтожение человечества! – Или я дурак: это курс всего лишь на уменьшение человечества? Роботы и искусственный интеллект будут работать – много людей не нужно для правящей верхушки. И пандемии для того запускают якобы нечаянно. – Или не дурак я всё же: это не прежние люди, объективно стремящиеся к увеличению человечества…

Или это очередное, так называемое, бутылочное горлышко в развитии человечества? – Но прежние не были результатом сознательных действий. А теперь – у этих… – сознательно. Даже это инклюзивное общество по Швабу. С гарантированным доходом для каждого. Заманчиво: равенство-де. Но на самом деле – чтоб в общем снизилось потребление масс и чтоб слабела тяга размножаться из-за серой жизни. – Тоже на уменьшение человечества направлено. А СМИ обеспечат согласие оболваненных (вон, до каких чудес доходит умение СМИ оболванивать – Украина).

Так что вот эти каменные глыбы в монументе и есть образ нечеловечества. А противостоит им просто человек. Глыбы – нынешний Запад, а не только когдатошний немецкий нацизм (всего лишь хотевший распределить людей национально-иерархически). Человек же – нынешняя Россия, а не только бывший СССР.

Просто, что Московия, что Россия, что СССР – всё на правильной стороне истории, а Запад с его рабством, колониализмом, капитализмом – на неправильной. И потому можно, хваля дедов в 80-летнюю годовщину Курской битвы, хвалить себя. – Можно, если враги решили тебя просто уничтожить с лица планеты.

28 августа 2023 г.

*- Зря хвалите:

"06 марта 2023. /46ТВ/. На минувшей неделе Российское военно-историческое общество представило модель скульптуры Солдата, который станет центральной фигурой входной группы нового мемориального комплекса "Курская битва", который возводится в Поныровском районе. Жительница Курска Татьяна Юрченко уличила организаторов проекта в несоответствии Солдата изначальному проекту. - Чем вызваны изменения в изготовлении фигуры Солдата? - интересуется курянка Татьяна Юрченко. - На эскизе он другой, более динамичный... Когда, кто и почему предложил внести изменения в облик Солдата? На эскизе, за который проголосовала хоть и немного меньшая, но все же часть курян, солдат выглядит иначе...

И действительно, если сравнить представленного столичными литейщиками Солдата и ту фигуру, которая изначально предусматривалась в проекте, можно сказать, что они совершенно не похожи.

- В вылепленном макете отсутствуют динамика и драматизм, предложенные в варианте, за который мы голосовали, - поясняет Татьяна Юрченко. - Разворот плеч, лицо, повязка на ране на голове, кисти рук, сдерживающих скалы... Именно это и повлияло на наш выбор, именно невероятная сила духа, выраженная в фигуре.... А на макете солдат просто "летит" с безучастным лицом...

Комментарий читателей:

1) Получилось лицо как у супер-героя из американских комиксов. Печально. А в первоначальном варианте действительно мужественное лицо Солдата.

2) Всё банально и прозаично. Видно, что объем работы существенно меньше." (https://46tv.ru/odnoj-strokoj/v-kurske/182522-kurjanka-ulichila-izgotovitelej-skulptury-soldata-dlja-memoriala-kurskaja-bitva-v-iskazhenii-ego-lica.html).

- Ну, если я прав, что выражен нюанс духа именно сегодняшнего времени, то у России сейчас самочувствие получше, чем у СССР в 1943-м.

29.08.2023.

Действует!

или

Как промывают мозги украинским детям

На днях умер Тото Кутуньо. По этому поводу ТВ показало его концерт в Москве в 1995 году. И оказалось, что каким-то чудом я могу напеть массу его мелодий. Чудо в том, что последние десятки лет я как-то совсем не направлен на запоминание песен. В пику молодости, когда я был очень на это направлен.

И так случилось, что недавно я прочёл объяснение этому эффекту непроизвольного запоминания. Текст был о причине популярности фестиваля в Сан Ремо. (А оказалось, что массу песен и с этого фестиваля я тоже могу напеть, и совершенно не известно, как и когда я их запомнил.) Объяснение их повышенной запоминаемости оказалось в простоте и естественности мелодий. Ну так было написано. С осуждением.

Я этому верю по принципу противоположности.

Итальянские песни эти – про любовь. Это – обычность. А вот Битлз выражали необычное – вседозволенность. И мне на память они не ложились, хоть я тогда был молод. Помог случай. Приехал в гости двоюродный брат, на 10 лет младше меня и кончивший музыкальную семилетку, и, главное, легко запоминавший песни Битлз. И у меня был отпуск. И под его руководством я за две недели (!) научился свистеть песню "It's been a hard day's night, and I'd been working like a dog”. Две недели!!! Зато на меня потом все оглядывались на улице, когда я её свистел. – Никто не мог насвистеть песни Битлз, как бы они ни нравились.

А итальянские песни про любовь сами запоминаются.

Так вот песни для маленьких детей ещё проще. И потому они тоже сами запоминаются. Я, например, помню такую песню (слушать тут):

 

Мишка с куклой громко топают,

Громко топают: раз – два –три.

И в ладошки громко хлопают,

Громко хлопают: раз – два – три.

Жители Антироссии воспользовались и Маша Кондратенко спела такую песню для маленьких детей (слушать тут) – там пакет – это для помещения трупа:

Ванька-встанька

 

Ви казали, що не знали

Ой як вийшло, як же так?

У дібровах ви блукали,

Куди бігти, як же так?

.

Ой ми бачим ваші сльозки

Страшно вам, аж гай шумить!

Скаже навіть баба з возу,

Що вас всіх треба спалить!

.

ванька, встань-ка, що таке?

Приготуй собі пакет!

ванька-встанька, не біжи!

Вже немає куди йти!

.

ванька, встань-ка, що таке?

Приготуй собі пакет!

ванька-встанька, не біжи!

Вже немає куди йти!

.

Не сховатися нікому,

То хіба що по приколу.

Морем-полем йде козак,

То для вас недобрий знак!

.

Раз, два, три, чотири, п‘ять,

Вам нема куди тікать!

Раз, два, три, чотири, п‘ять,

Наш козак іде шукать!

.

ванька, встань-ка, що таке?

Приготуй собі пакет!

ванька-встанька, не біжи!

Вже немає куди йти!

Так эстетически подходя – надо хвалть. Молодец! Я уже мелодию запомнил. И дети запомнят.

Вот только кошки скребут на сердце.

Чтоб как-то жить с этой войной, я придумал себе, что фронт от Донецка не зря не отодвигают, а потому, что дальше у украинцев нет таких укрепрайонов, и они покатятся, и нашим придётся наступать, а это – повышенные потери. Когда зачем так? В Донецке все-таки мало людей гибнет ежедневно. А в обороне легко с малыми потерями уничтожать противника. И есть расчёт, что когда-то дожмём. Число потерь станет у них такое, что они восстанут против власти и капитулируют.

Так такая детская песенка шепчет мне, что придётся просто убить всех украинцев в оборонительном бою. – Это ужасно. Как Парагвай воевал, пока не лишился 90% мужского населения.

Горькая участь России – второй раз уничтожать нацизм.

29 августа 2023 г.

 

Мечта о России на правильной стороне Истории

Начинаю я, как часто это делаю, с вслушивания в самого себя: ЧТО мне кажется непонятным при чтении. – При чтении рассказа Литвинцева “Убывающий Бочкарёв” (2023) это непонятное началось с 4-й экранной строчки: "А что там сейчас? Никто не скажет”. – Почему не понятно? – Смотрите предыдущее:

"Свет здесь такой, что сам себя узнаёшь с трудом. Тот ещё свет, обманчивый. К тому же теряешь всякое представление о времени. Когда тащился сюда, на улице сиял зимний день, глаза слепил снег”.

Какая-то иномирная физика перед нами? Тащился – "зимний день” был. И в ту секунду, как дотащился, могло наступить (или не наступить) что-то, про которое "Никто не скажет”. – Ни фига себе! – Или ляп несусветный, или ницшеанство. (Я сейчас спорю с книгой Катаева “К пониманию Чехова” (2018). Он огромный авторитет в чеховедении. Так ему не известно, что Чехов ницшеанец, и он не понимает ницшеанство как бегство из Этого мира в метафизическое иномирие. То есть и большинство людей так ницшеанство не понимает до сих пор. И можно предвидеть много ехидства от читателей из-за моего слова “ницшеанство”, применяемого так необщепринято.)

Читаю дальше – наверно, то был ляп, а не залёт в эмпиреи, ибо дотащился “я”-повествователь всего-навсего до пивной. И вроде-ляпы продолжились: "…зато тепло, руки-ноги оттаивают…”. Это или очень неточно применён глагол (руки-ноги должны обледенеть, чтоб оттаивать в тепле; такое невозможно с материалами человечесской одежды и обуви на несамолётной высоте над уровнем моря), или какая-то неведомая мне мода писать ультранеточно. Хотя… Почему мода? Может, это сказ – перед нами внутренний монолог какого-то низменного типа, не умеющего пользоваться словами правильно. Просто новость в том, что искажения отправлены не в прямую речь персонажа, а в речь повествователя. – Посмотрим, что будет дальше.

Следующая строка опять озадачивает: "Между прочим, видимость забегаловки обманчивая”. – Почему видимость, а не вид? – Или подтверждается догадка про сказ?

Но мне, читая следующую строку, приходится предположить, что сказ распространяется – как это назвать? – на восприятие повествователем действительности:

"Кажется, теснота и убогость, а помещается бесконечная уйма народа. Всё это время, что я здесь, люди прибывают и прибывают, а ведь ни один ещё не вышел наружу”.

Какая-то ирреальность пространства… Уколотый, что ли, ведёт повествование? – Язык – заплетается, в глазах – чёрт-те что…

Гм. Так и есть. – "…стена уходит, пятится от него, отодвигается, как горизонт в поле… а сквозь него [потолок] видны летящие облака, мелкие звёзды, иногда сыплется снег”.

Наверно, всё-таки не сказ, а неприкрытое изменённое психическое состояние, какое владеет каждым художником в состоянии вдохновения. Ну, или притворство, мол, вдохновлён, а вдохновения нет, и надо просто читателя обмануть. – Отделять одно от другого – перспектива не сладкая. Ошибиться – запросто.

Описанием дурного сна это может быть… И за дурь надо прощать словесные ляпы?.. Тем более, что они не выпячиваются, когда втягиваешься в эту дурь...

Вспоминается Роб Грийе и абсурд. И мелькает подозрение, что абсурдом автор – не повествователь – выводит действительность. Российскую? Современную? В связи с этой СВО, понимаемой абсурдом – воевать с родственниками?

Ясно, что абсурд – телодвижение литературы протеста. Во Франции в 50-70-х – протест против общества Потребления. А в России теперь – против СВО. – Элементарно, Ватсон!

Или надо проверить соцопросом, раз у меня конёк выводить идеостиль из нюанса духа времени?

"Почти 30% россиян боятся инфляции и роста цен в 2023 году, падения доходов или тяжелой болезни (по 27%), переживают за своих детей (25%), новой пандемии (20%). При этом 74% опрошенных думают, что с ними будет больше хороших событий, чем плохих. Таковы результаты совместного исследования Страхового Дома ВСК и Аналитического центра НАФИ” (http://nafi.ru:8080/analytics/rossiyane-rasskazali-o-glavnykh-strakhakh-2023-goda/).

Никакого “фэ” СВО.

Или ерунда. Писатель же не НАФИ. Если у него либеральный политический темперамент, то ему все эти мещанские болезни, дети, пандемии до лампочки.

Впрочем, я только на 3-ей странице, а их – 10. Надо дочитать до конца.

Против чего текст по большому счёту?

Против расчеловеченного шаблонами общества. Против безобразной организации жизни. Против царства всеобщего отчуждения.

Впрочем, нет. От обобщений повествователь быстро вернулся в пивную с её абсурдами. Все там засыпают. Бочкарёв выходит. Всё видоизменяется. Свобода!

""Свободен, свободен, наконец-то свободен!” – говорю я себе, проталкиваясь к выходу, переступая павших”.

И…

"Я вспомнил! Теперь я знаю, где повернуть, на чём подъехать, чтобы вернуться туда, где меня ждут. Они не успеют проснуться, как я постучусь”.

Это последние слова рассказа.

То есть рассказ – мечта о возврате домой после дурного сна в Несвооде. – В путинской России, что ли, которая, как известно – царство не Свободы, а противоположной ценности – Порядка.

Остаётся вопрос: присутствовал ли здесь подсознательный идеал? Деятели в стиле нового романа были первыми с вещными абсурдами и, выступая против Потребления, вполне могли иметь какой-то левый, антикапиталистический подсознательныйй идеал типа благого для всех сверхбудущего. Может ли быть подсознательным у Литвинцева какой-то идеал либеральной России в таком же благом для всех сверхбудущем?

Вряд ли. Всё-таки абсурд не его открытие. Заимствуя его для цели опять идеологического бунта против окружающей его действительности (и повторяя в конце: "Свободен, свободен, наконец-то свободен!”, в стране, имеющей репутацию у оппозиционеров страны несвободной), можно быть уверенным, что перед нами произведение прикладного искусства, а не рождённое подсознательным идеалом, не данным сознанию. Оно рождёно замыслом сознания усилить знаемую, в общем-то, мечту либералов о когда-нибудь свершащемся переходе России с неправильной стороны Истории (недемократической) к правильной (демократической).

20 августа 2023 г.

Натания. Израиль.

Впервые опубликовано по адресу

http://www.pereplet.ru/volozhin/1815.html#1815

 

На главную
страницу сайта
Откликнуться
(art-otkrytie@yandex.ru)