Городницкий. Будапешт-56. Прикладной смысл.

С. Воложин

Городницкий. Будапешт-56.

Прикладной смысл.

Усилить отрицательное переживанием от СССР как империи.

 

Терпит ли крах моя угадка,

что антисоветизм – та точка,

из которой произросли теперешние предатели

Антисоветчики в СССР были правые и левые. Левые считали социализм лжесоциализмом и дорогой к реставрации капитализма в качестве ужаса, правые – в качестве блага. И было легко спутать один с другим. Например, бардам. Потому что и те, и другие мечтали об отмене тоталитаризма. А тот был просто жизненно необходим стране во враждебном окружении. И иди разбери, наступил уже момент такого усиления СССР, когда его существованию уже нет военного опасения. Пока думалось, что такой момент ещё не наступил, левые барды были и за вторжение в Венгрию в 1956, и в Чехословакию в 1968. "Занозы не оставил Будапешт, / А Прага сердце мне не разорвала” (Высоцкий).

А Городницкому не подстояло с чуянием, что в 1956 году было ещё рано прощаться с тоталитаризмом.

"Советский ракетно-ядерный арсенал сравнялся с американским в 1968 г. В международных отношениях появился новый элемент — стратегический паритет (равенство)” (https://lektsii.org/9-65854.html).

Городницкого можно даже и понять: ну очень противен тоталитаризм для граждански активного человека, каким был Городницкий и из-за чего он был поначалу левым диссидентом. Оступился он в 1956 году и вывихнул ногу. А потом вывих превратился в привычный, и он понемногу вообще охромел, став правым. Может, сам не сразу заметив свою перемену, ибо случались же и песни, причисляемые к левым.

Будапешт-56

 

Танк горит на перекрёстке улиц,

Расстреляв последние снаряды,

В дымном жаре, в орудийном гуле,

У разбитой им же баррикады.

.

На его броне дымится краска

Не от немцем сброшенной фугаски,

Не на волжском вздыбленном песке, --

Труп студента, детская коляска,

И обрывок флага на штыке.

.

Где и как, когда случилось это

В самый первый распроклятый раз?

Над казармой прежние портреты,

И приказ -- по-прежнему приказ.

.

Разгребая жар чужой руками,

Принеся восстанию беду,

Парни с комсомольскими значками

Умирают в огненном чаду.

.

Их могилу не укроют лавры,

Лишь листок уронит на пол мать, --

Извещение, что “смертью храбрых”,

“Смертью храбрых”, -- что ещё ей знать?

.

Как там встретят весть, что не вернулись, --

Закусив губу или навзрыд?

Танк горит на перекрёстке улиц, --

Хорошо, что этот танк горит!

1956

Публикации при советской власти не было – никто долго не замечал его перерождения. А внутри… Внутри он вот в этом стихотворении (пение его я нашёл, но оно не Городницкого) скатился с высоты неприкладного искусства в низину прикладного, с замыслом сознания – усилить отрицательное переживанием от СССР как империи, удерживающей в подчинении подопечную страну силой.

Какой признак прикладного тут? – Полная понятность всего-всего.

Например, в “Над Канадой” (1963) всё-таки как-то недопонятно, что там с любовной линией. А тут ничего недопонятного нет. Во всяком случае – для знающих историю.

Разве что вот эти слова маловразумительны: "Где и как, когда случилось это / В самый первый распроклятый раз?”.

Это случилось (доведение до "вооруженной борьбы” https://scepsis.net/library/id_931.html) между венграми и венграми. Одни были за югославский социализм (с некоторой властью рабочих на заводах), другие – за советский, централизованный. СССР вооружёно же помог своим. Централизованный строй, факт, войну выиграл. Нельзя было рисковать без достижения ядерного паритета. А ум Городницого до этого не взлетел. И – он споткнулся.

14 августа 2023 г.

Натания. Израиль.

Впервые опубликовано по адресу

https://dzen.ru/a/ZNoD8mCxbGh_wvFd