С. Воложин
Городницкий. Будапешт-56.
Прикладной смысл.
Усилить отрицательное переживанием от СССР как империи. |
Терпит ли крах моя угадка,
что антисоветизм – та точка,
из которой произросли теперешние предатели
Антисоветчики в СССР были правые и левые. Левые считали социализм лжесоциализмом и дорогой к реставрации капитализма в качестве ужаса, правые – в качестве блага. И было легко спутать один с другим. Например, бардам. Потому что и те, и другие мечтали об отмене тоталитаризма. А тот был просто жизненно необходим стране во враждебном окружении. И иди разбери, наступил уже момент такого усиления СССР, когда его существованию уже нет военного опасения. Пока думалось, что такой момент ещё не наступил, левые барды были и за вторжение в Венгрию в 1956, и в Чехословакию в 1968. "Занозы не оставил Будапешт, / А Прага сердце мне не разорвала” (Высоцкий).
А Городницкому не подстояло с чуянием, что в 1956 году было ещё рано прощаться с тоталитаризмом.
"Советский ракетно-ядерный арсенал сравнялся с американским в 1968 г. В международных отношениях появился новый элемент — стратегический паритет (равенство)” (https://lektsii.org/9-65854.html).
Городницкого можно даже и понять: ну очень противен тоталитаризм для граждански активного человека, каким был Городницкий и из-за чего он был поначалу левым диссидентом. Оступился он в 1956 году и вывихнул ногу. А потом вывих превратился в привычный, и он понемногу вообще охромел, став правым. Может, сам не сразу заметив свою перемену, ибо случались же и песни, причисляемые к левым.
Будапешт-56
Танк горит на перекрёстке улиц, Расстреляв последние снаряды, В дымном жаре, в орудийном гуле, У разбитой им же баррикады. . На его броне дымится краска Не от немцем сброшенной фугаски, Не на волжском вздыбленном песке, -- Труп студента, детская коляска, И обрывок флага на штыке. . Где и как, когда случилось это В самый первый распроклятый раз? Над казармой прежние портреты, И приказ -- по-прежнему приказ. . Разгребая жар чужой руками, Принеся восстанию беду, Парни с комсомольскими значками Умирают в огненном чаду. . Их могилу не укроют лавры, Лишь листок уронит на пол мать, -- Извещение, что “смертью храбрых”, “Смертью храбрых”, -- что ещё ей знать? . Как там встретят весть, что не вернулись, -- Закусив губу или навзрыд? Танк горит на перекрёстке улиц, -- Хорошо, что этот танк горит! 1956 |
Публикации при советской власти не было – никто долго не замечал его перерождения. А внутри… Внутри он вот в этом стихотворении (пение его я нашёл, но оно не Городницкого) скатился с высоты неприкладного искусства в низину прикладного, с замыслом сознания – усилить отрицательное переживанием от СССР как империи, удерживающей в подчинении подопечную страну силой.
Какой признак прикладного тут? – Полная понятность всего-всего.
Например, в “Над Канадой” (1963) всё-таки как-то недопонятно, что там с любовной линией. А тут ничего недопонятного нет. Во всяком случае – для знающих историю.
Разве что вот эти слова маловразумительны: "Где и как, когда случилось это / В самый первый распроклятый раз?”.
Это случилось (доведение до "вооруженной борьбы” https://scepsis.net/library/id_931.html) между венграми и венграми. Одни были за югославский социализм (с некоторой властью рабочих на заводах), другие – за советский, централизованный. СССР вооружёно же помог своим. Централизованный строй, факт, войну выиграл. Нельзя было рисковать без достижения ядерного паритета. А ум Городницого до этого не взлетел. И – он споткнулся.
14 августа 2023 г.
Натания. Израиль.
Впервые опубликовано по адресу