Горлова. Пасха. Художественный смысл

Художественный смысл – место на Синусоиде идеалов

С. Воложин

Горлова. Пасха

Художественный смысл

Порыв к неплотской духовности ТАК "импрессионистично" написан…

Путем наибольшего сопротивления

Где-то я слышал, что в России лишь два процента русских воистину верят в Бога. А есть мнение, что и вообще лишь когда христианство было религией меньшинства, оно было истинным.

"Роковым провалом было отождествление христианства с моралью… Библия прислушивается только к велению Бога, вождя своего народа, говорящего с верными ему людьми и ожидающего от них ответа…. Всем была дарована свобода перед лицом мира и природы. Но она слишком много требовала от каждого. Провозглашенное христианством беззаконие уравновешивалось экстазом жертвенной самоотдачи… Такая свобода есть абсолютно сверхчеловеческий риск без подстраховки, радостная и гибельная акробатика. Подобными вещами человека не заманишь…. Свобода без крайней самодисциплины давала фантастические толкования Благой вести в духе такой распущенности, что здравое ядро церкви в страхе метнулось к авторитарности и нравственной проповеди… Невыносимость свободы духа для массы была еще раз продемонстрирована Реформацией. Ранние реформаторы, Гус, Уиклиф, Саванарола еще старались напоминать о евангельской свободе, о верховенстве любви. Но социологически актуальнее теперь было насаждение элементарной нравственности в массах… Возрожденное было Лютером в 16 веке сознание крайней ответственности свободы и возлагаемого ею творческого долга опять было вскоре перетолковано в серию более или менее внешних моральных предписаний. Очень быстро, уже у Кальвина "жизнь во Христе" уступила место щепетильному нравственному нормированию" (В.В. Бибихин. Новый ренессанс. М., 1998. С. 208 - 211).

Вот тоска по недостижимости жить в истинной вере, по-моему, и выражена у Надежды Горловой в рассказе "Пасха" (http://www.pereplet.ru/text/gorlova15feb05.html). Или тоска, если и не по принципиальной, то по пока недостижимости. И выражено, как это и "полагается" по-настоящему художественному произведению, на пути наибольшего сопротивления - живописанием плотского мира, предстающего перед глазами девочки Нади, "я"-повествовательницы, а также угадываемого ею в жизни взрослых и предчувствуемого и в своей будущей жизни. - Это лежание на руке Инженера Плясовихи, "и вместо глаз драгоценные каменья горели в ее оправе" (солнечные блики в очках, как и ранее). Или эта обойденная женским счастьем другая женщина на пикнике: "Там, поодаль, в тени, сидела тетя Вера с рюмкой в руке, неподвижная, печальная, в поголубевших в сумраке складках блузы. Как магический кристалл была в ее руке рюмка, и ощущение тайны пришло ко мне". Или эти игры дошколят в кавалеры-барышни. Но самое яркое - импрессионистское живописание мига жизни: "К нашей калитке подъехала легковая машина и засигналила. Солнце кружком горело на лобовом стекле". Или вот: "Глаза ломило от яркой листвы, мокрый свет стекал по веткам, бесшумно капал и уходил в траву". Или: "В просветах за деревьями мы видели поле, по которому катилось солнце, опаляя траву, и черные стебли кланялись ему, вспрыгивали черные кузнечики, словно обугленными щепками стрелял костер".

Нет, остановлюсь. Ибо так вкусно написано, что можно процитировать весь рассказ.

И хоть художественный смысл и нельзя процитировать, а автор - намека ради, что ли - к нему опасно приблизился:

"- Целовались, - сказал Блохастик.

Марина вздохнула, и мне странно захотелось чего-то, что изменило бы всю мою жизнь, быстро и страшно, захотелось умереть и воскреснуть, остаться собой - и измениться, найти в себе что-то, что будет - я, и больше, чем я, и не отнимется. Я сказала:

- Христос воскрес! - отпила из стакана и дала отпить Марине", -

íо даже этот порыв к неплотской духовности ТАК "импрессионистично" написан, что я и его склонен (за КАК!) счесть путем наибольшего сопротивления.

2 августа 2006 г.

Натания. Израиль.

Впервые опубликовано по адресу

http://www.pereplet.ru/volozhin/5.html#5

На главную
страницу сайта
Откликнуться
(art-otkrytie@yandex.ru)