С. Воложин.
Гончарова. Северини. Картины.
Художественный смысл.
Ницшеанство и футуризм. |
Я не верю футуристу, мол, Зданевичу.
Я не верю, мол, футуристу Зданевичу, когда он в 1913 году пишет о Наталье Гончаровой:
"…работы в стилѣ футуристов (“Фабрика”, “Городъ ночью”)” (http://elib.shpl.ru/nodes/3566#mode/inspect/page/27/zoom/7).
Почему?
Потому что футуристы – это наивные оптимисты, верящие чему-то прогрессивному и очень материалистичному в пику витающим в облаках и эмпиреях символистам. Да, как не витающие, они смущены тем негативным, с чем сопряжён именно этот вот прогресс. Они даже корёжат изображаемую натуру под влиянием смущения. Но это корёженье никогда не создаёт впечатления негативного, отрицания автором изображаемого.
Джино Северини. Визуальный синтез идеи: война. 1914.
Гуглоперевод надписей на картине: “общий мобилизационный приказ” и “максимальное усилие”. Язык – французский. Флаги на картине – французские. Очерёдность объявления войны: Австро-Венгрия – Сербии, Германия — России, Франции, Великобритания — Германии.
В картине страшная, но энергия. Потенциальная. Война – двигатель прогресса.
А что мы видим у Гончаровой?
Гончарова. Фабрика. 1912.
Гончарова. Город ночью. 1911.
Отрицание и отрицание. В “Фабрике” доходящее до какого-то Абсолюта.
Очень подходит к словам её духовного руководителя Ларионова:
"Я чувствую застой, и он душит меня... Я хочу сбежать из этих стен в бескрайнее пространство, чтобы оказаться в постоянном движении...” (https://www.themoscowtimes.com/2019/01/15/mikhail-larionov-a-master-comes-home-a64142).
И сказано это было им ещё во время учёбы (https://ru.avalanches.com/moscow_mykhayl_laryonov_master_prykhodyt_domoi37943_22_03_2020).
Оба они в последней глубине души ницшеанцы, то есть крайние пессимисты, а не футуристы.
26 февраля 2021 г.
Натания. Израиль.
Впервые опубликовано по адресу
На главную страницу сайта |
Откликнуться (art-otkrytie@yandex.ru) |