Ге. Милосердие. Художественный смысл.

Художественный смысл – место на Синусоиде идеалов

С. Воложин

Ге. Милосердие

Художественный смысл

Каждый сам себе источник удовлетворения. Достаточно только поменьше хотеть.

 

Уничтоженная картина художника Ге

Вам случалось, читатель, растрогаться, не понятно почему?

Мне только что случилось. Вот от этого изображения.

И я попробую себя понять.

Это отвергнутая публикой и самим художником, Николаем Ге, уничтоженная им картина “Милосердие”. Поверх неё он написал свою знаменитую “Что есть истина?”. И то, что вы видите – рентгенографический снимок с “Милосердия”.

"На картине изображены две фигуры: девушка, подающая нищему воды. Она смотрит ему вслед, задавая себе вопрос “Не Христос ли это?”” (http://art-assorty.ru/1422-nikolay-ge-chto-est-istina.html).

Я не верующий, но представил себя на месте этой девушки, и у меня увлажнились глаза.

Я вспомнил, что со мной стало, когда…

Мне пришлось искать, на что это тогда я наткнулся в телевизоре. Это была комедия “И чёрт с нами!” (1991). Она круто высмеивала рабов, мол, засевших в нас от века. Там от анабиотического сна проснулся не умерший, оказывается, Сталин. В перестройку. В катастройку, как стали её называть лет 10-15 попозже, когда я комедию и смотрел. Когда началась (и продолжается, собственно, и по сей день) реакция на так называемую демократию. И в… цирке Сталин призвал народ к перестройке перестройки. И практически вся публика в цирке пришла в экстаз. И запели… На просторах родины чудесной, Закаляясь в битвах и труде, Мы сложили радостную песню О великом Друге и Вожде… И потом включается фонограмма, поёт профессиональный хор. Организовано (самовысмеивается новинка – пиар), что всем в цирке раздают портреты Сталина. Высмеивая, главный герой (его играет Харатьян) секунду держит портрет вниз головой, но тут же поправляется. А мне не смешно. Я безумно счастлив услышать знакомую песню моего детства… Что может быть лучше детства! Какой, к чёрту, раб! У меня с шести лет не было папы, зато был Сталин. Как все, - мне было внушено, - я мог на него положиться. И я, сын машинистки, таки получил образование. Даже высшее. Пусть с помощью тёти и дяди. Но их помощи не хватило б, если б не советская власть, если б не Сталин, сделавший эту власть такой, какою я её застал. И как бы я ни понимал, спустя жизнь, что с первых шагов её становления она пошла по неверному пути и – как факт – довела до реставрации капитализма. Но. Было что-то в задумке от настоящей мечты. И я в детстве был воистину счастлив, идя – так верилось – по пути к счастливому будущему для всех.

Это похоже на веру в Христа, в его второе пришествие.

И я могу представить, ЧТО почувствовала девушка, заподозрив в том, кому дала только что напиться, Христа.

Это – колоссально, должен вас заверить, читатель. Это – испытать счастье.

Нет! Это не передать никакими словами…

Но так я понял свои увлажнившиеся глаза потом. В так называемом последействии искусства, которое я совместил с записыванием осознавания подсознательного, заставившего до всяких мыслей глаза увлажниться.

Что ж породило именно такое подсознательное?

Знание драмы христианства у Ге и коммунизма у меня.

Ведь христианство начиналось как массовая религия с веры в очень скорое второе пришествие, а оказалось-то что? Пшик, а не второе пришествие. Уж две тысячи лет, как пшик. То же и с коммунизмом, пусть временно`е отличие – аж почти два порядка.

И вдруг – на… Мало, что это всего лишь на холсте.

Сталкивается негативное с позитивным, и происходит катарсис. Неосознаваемый. А он почти всегда сопровождается слезами.

Что катарсис означает – вопрос. Я думаю, что ответ на него одним словом – толстовство (если стать в обстановку, окружавшую Ге). Разочарование в активно борющихся силах: и в левых, и в правых. И в народниках, оказавшихся чуждыми народу, и во власти, не ставшей народу своей, какие демократические реформы (образования, судебную, земскую) ни провела. Каждый, мол, сам себе источник удовлетворения. Достаточно только поменьше хотеть. И то не важно, что в словах это толстовство сформулировал Толстой. Чтоб идею принять всем существом своим, художнику её нужно выразить рождённой из своего подсознания.

У Ге не вышло. Христос уходит глубоко и грустно задумавшимся. Неудачно оно – второе пришествие? Или неудачна картина?

Ге решил, что неудачна картина.

25 апреля 2015 г.

Натания. Израиль.

Впервые опубликовано по адресу

http://www.pereplet.ru/volozhin/291.html#291

На главную
страницу сайта
Откликнуться
(art-otkrytie@yandex.ru)