С. Воложин
Гайдай. Наваждение.
Художественный смысл.
Идеал благого для всех сверхбудущего. |
Гайдай нас ненавидел
В самой последней глубине души. См. тут.
Собственно, подсознательно ненавидел, из-за связанности с подсознательным идеалом коммунизма, которому не бывать с такими, как мы.
Пишу об этом повторно, потому что только что наткнулся на, по-моему, подтверждение моей громкой заявки.
Вот оно (кадр из киноновеллы “Наваждение”):
Выдача книг с 3:00 до 18:00!
И длится кадр 8,5 секунд, и через пару секунд повторён ещё на 4 секунды, а, помню, я слышал по ТВ, что Гайдай считал, что каждые 7 секунд должен возникать повод для смеха.
Никто данного повода, конечно, не заметил, его обнаружили недавно. И вопрос: знал Гайдай, что не заметят, или не знал?
В эту дверь выходит Шурик с просто огромной книгой, которую он озадачено листает, следом в неё же входит другой студент – сдавать стопку книг от колен до подбородка. Что само по себе смешно, и зрителю не до всматривания в мелкий шрифт надписи о времени работы библиотеки.
Если Гайдай знал, это доказывает переполнявшую его подсознание ненависть к нам, пошлым, из-за которых в 1965 году этому же подсознанию ясно, что коммунизм не будет построен не только к 1980 году, как пообещал Хрущёв в 1961 году, но и вообще... Слишком опошлились!
У подсознательного Гайдая сердце “было готово” лопнуть. (Кавычки – из-за подсознательности идеала коммунизма ушедшего сбываться аж в сверхбудущем, похоже на христианский идеал Царствия Божиего на небе с бесплотными душами прощённых.)
Осознаваемый смех позволял Гайдаю выжить в этом ужасе.
Пусть никто из современников означенного повода смеяться не заметит. Пусть! Зато я, его создатель, - смеюсь. И – так спасаюсь.
*
Вейдле усомнился, что эстетика права, что "художественное произведение становится препаратом, нарочито предназначенным для изучения, “наслаждения”, поклонения” (https://religion.wikireading.ru/92631).
Можно предположить, что он предчувствовал, что оно (если оно относится к произведениям неприкладного искусства) ещё предназначено для непосредственного и непринуждённого, - как догадался Натев, - испытания сокровенного в человеке с целью совершенствования человечества. Путём общения подсознательного идеала автора с подсознательным восприемников.
Но тогда сомнение можно продолжить: а вдруг – ещё для чего-то.
И можно ответить: да. У искусства есть ещё компенсаторная функция – изживать негативные эмоции. Случай с указанным кадром для Гайдая это подтверждает.
22 июня 2023 г.
Натания. Израиль.
Впервые опубликовано по адресу
https://dzen.ru/a/ZJSAB8vjc0IWQc0a
На главную страницу сайта |
Откликнуться (art-otkrytie@yandex.ru) |