С. Воложин
Фукс. Псалом 69.
Образный смысл
Захотелось не криков, а мечтаний. Не дикого деформирования, а некого возврата… Но не на землю… с религией. |
Фукс
Анастасия Литвин, не Литвина, на какой-то заграничный манер (Украина – не Россия…), создала отчёт о выставке. Если б она признала, что магический реализм и фантастический реализм – это одно и то же, и если б знала, что деятель второго “изма”, Эрнст Фукс (на которого она ссылается как на авторитет для выставившихся художников), в 2006 году был в Киеве и посетил музей любимого им Булгакова (считающегося деятелем первого “изма”), то она б, может, остереглась бы Фукса упоминать. Не в чести ж у украинских националистов Булгаков.
Но вообще европейский курс Украины косвенно хвалится и Анастасиею. Она в струе.
Ведь что такое теперь для Украины европейскость? Это – либерализм, толерантность. Ну, массу чего пока запретили. Так то пока. И запрет – к другой, не к западной цивилизации относится – к российской. А вот тенденция глубокое искусство заменять развлечением – это вполне в духе либерализма.
И вот фуксовское "больше объема!" (http://www.lcaruana.com/webtext/learn.see.html)
заменяется на рисование флуоресцентными красками, которые при специфическом освещении создают неимоверные эффекты.
Названий произведений не означено. Они и не нужны, раз развлечение. Имена создателей, правда, даны: "Андрія Гончаренка та Дмитра Дітковського зі Львова, а також Юрія Траченка із міста Іллічівська” (http://pravdatyt.com/news/342/Kartini_u_stil_v_jenar_prezentuvali_u_Ki_v_V_DEO_12888/). И их, наверно, тоже не заботит донести до зрителя названия. Развлечение ж отличается от искусства отсутствием глубоких ассоциаций, на которые наводит название. Нет одного – не нужно и другое.
Но. Зваться художниками всё же хочется…
Как возник магический реализм? – От такого вот пафоса: “От несчастности – прочь!” Он не случайно широко начался в Латинской Америке, куда в ХХ веке переместился центр революционного движения. Но такой Маркес, например, слишком много времени не жил в своей стране, и – этот пафос отдал всё-таки своим героям, рассказывая о них как смотрящий со стороны. Это оправдывает второе слово в термине “магический реализм”.
В СССР обманка лжесоциализма была так велика, что только невключившийся в этот обман Булгаков, ужаснувшийся несовпадению слова и дела, излил в этом стиле свой порыв к идеалу.
Ну а австриец Фукс… Надо ли напоминать, про нацизм? Экспрессионисты со своим уходом от натуры уже надоели за треть века криками об ужасе действительности… - Захотелось не криков, а мечтаний. Не дикого деформирования, а некого возврата… Но не на землю… с религией, так и не спасшей миллионы и миллионы в этой страшнейшей из войн.
Эрнст Фукс. Моисей и Неопалимая купина. 1956. Дерево, темпера, масло.
Иллюстрация ли это строк “Исхода”?
"…И стенали сыны Израилевы от работы и вопияли, и вопль их от работы восшел к Богу.
24 И услышал Бог стенание их, и вспомнил Бог завет Свой с Авраамом, Исааком и Иаковом.
25 И увидел Бог сынов Израилевых, и призрел их Бог.
3
1 Моисей пас овец у Иофора, тестя своего, священника Мадиамского. Однажды провел он стадо далеко в пустыню и пришел к горе Божией, Хориву.
2 И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает.
3 Моисей сказал: пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает.
4 Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: Моисей! Моисей! Он сказал: вот я, [Господи]!
5 И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая.
6 И сказал [ему]: Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. Моисей закрыл лице свое, потому что боялся воззреть на Бога”.
Уже потому, что у Фукса Моисей не закрыл лицо, я смею сказать, что это не иллюстрация. И куста тоже нет!.. И горения… Есть символический народ израильский. Но он не кричит. И капли (пота?) не только на небе оказались, но и на землю падают.
Религия вышла из доверия, и Фукс интересовался её альтернативами, что были при рождении христианства: гностицизмом, платонизмом ("необычный интерес к Плотину” - http://www.lcaruana.com/webtext/learn.see.html).
Оппозиционность религии я попробую доказать на его вещи "Псалом 69" (1949 - 1960).
Тема – исключительная вера царя Давида в Бога. Текст 69-го Псалома такой:
"1 Начальнику хора. Псалом Давида. В воспоминание.
2 Поспеши, Боже, избавить меня, поспеши, Господи, на помощь мне.
3 Да постыдятся и посрамятся ищущие души моей! Да будут обращены назад и преданы посмеянию желающие мне зла!
4 Да будут обращены назад за поношение меня говорящие [мне]: "хорошо! хорошо!"
5 Да возрадуются и возвеселятся о Тебе все, ищущие Тебя, и любящие спасение Твое да говорят непрестанно: "велик Бог!"
6 Я же беден и нищ; Боже, поспеши ко мне! Ты помощь моя и Избавитель мой; Господи! не замедли”.
Величие Давида тройное: он исключительно верил в Бога, он создал город Бога и из его рода родился мессия, Христос. Но насколько Давид велик – настолько он унижается. Потому что стоит того и сам, и его народ.
А видим мы это унижение на картине?
Нет.
Вы посмотрите на эту его харю.
А теперь посмотрите на лицо Христа (под ним, в терновом венке), который родится в его роду в будущем, но – как Бог – присутствует всегда. И знает, что с богоизбранным народом произойдёт, в том числе и через почти 3 тысячи лет.
Фукс начинает рисовать не в 1948 году, когда учреждённый в ООН Израиль победил несогласных с его существованием, а в 1949-м, когда появилась атомная бомба в СССР. Он не понял, что теперь-то атомной войны и исчезновения человечества не будет. Он понял наоборот. Потому в картину поместил реактивный самолёт.
Пишут, что картины Фукса похожи на босховские. – Они в принципе антибосховские. Босх отчаяннейше дрался за религиозные ценности. А Фукс им не верил. Раз в мире есть неограниченный прогресс и исповедующий его капитализм, возглавляемый США и его правительством. Фукс говорил, что он не касается политики… А посмотрите*
на что он сделал похожим здание в правом верхнем углу своей картины. И какой флаг повесил на том здании.
И вот нынче президент страны, где главное здание этот белый дом, не стесняясь, говорит об американской исключительности…
А получится исключительность у ново-, получается, украинского народа хотя бы относительно российского, если следовать за Америкой? Получится. Надо развлечения, как "прогрессивную" функцию живописи, взять в качестве части курса "Украина - не Россия" (так, кстати, называлась книга второго президента Украины Кучмы). А что эти развлечения не хуже атомной бомбы ведут к гибели человечества от перепроизводства и перепотребления (в том числе и перепотребления развлечений, ибо оглупляют), - то надо не замечать. – И готово: исключительность.
12 декабря 2014 г.
Натания. Израиль.
Впервые опубликовано по адресу
http://www.topos.ru/article/iskusstvo/fuks
*
- ни слова про Подсознание и Выготского. А всё – по делу.- Виноват. И на старуху бывает проруха.
Дело в том, что влезть в самую-самую глубь произведения – трудно. И мыслимы срывы. Что я и продемонстрировал, не сказав, что нет у Фукса ничего от подсознания. Всё у него – от головы: он против религии как утешения. И – рисует ей контры. Почти “в лоб”: эта свастика на знамени как бы Белого Дома, эта мерзость лица ультраверующего Давида, эти скверные ассоциации от вида военного самолёта… - Некая сатира. А сатира – самый нехудожественный вид искусства. – Почему? – Потому что от головы.
10.04.2016
На главную страницу сайта |
Откликнуться (art-otkrytie@yandex.ru) |