С. Воложин
Фролов. Мальчиш-Кибальчиш.
Художественный смысл.
Благое для всех сверхбудущее. |
Зачем именно сказка?
Затем, что только в сказке добро побеждает зло. А в действительности – не так. Потому и нужно дистанцироваться, выбирая жанр сказки для Мальчиша-Кибальчиша, и Гайдару в 1934 году, и скульптору Фролову в 1972-м, иллюстрируя именно это место в гайдаровской “Военной тайне”. И тогда, и тогда что-то пошло не так на дороге к коммунизму в Советском Союзе. Вот и…
Фролов В. К. Мальчиш-Кибальчиш. 1972.
Такая несоразмерно большая сабля. (Я проверил. Длина сабли около метра.) Рост Мальчиша тогда метр тридцать. Это до 10 лет ему должно быть – слишком мало. Но так и нужно для выражения силы духа, делающего способным на подвиг даже такого ребёнка. – Соответственно малому возрасту и лицо его.
Потом горн не горн, а какая-то дудка. Только очень большая. Потом – босой. Это нерасчётливость? – В общем, сказка.
То есть, в сущности, антисоветское произведение, раз выражено сомнение в движении страны к коммунизму.
Можно думать, что грустный тон “Военной тайны” у Гайдара – начало впадания в идеостиль маньеризма с его исполнением идеала в неопределённом сверхбудущем. И потому совсем грустная сказка дана от имени Натки, а не автора. У Фролова же нет и рассказывающей Натки. То есть он ещё более печален в 1972 году.
Через 19 лет СССР не стало.
22 июля 2023 г.
Натания. Израиль.
Впервые опубликовано по адресу
https://dzen.ru/a/ZLv0kTjXHjE4uQx3
На главную страницу сайта |
Откликнуться (art-otkrytie@yandex.ru) |