С. Воложин.
Фридрих. Крест в горах.
Павлова. 10 ноября 1840.
Чалеев. Ангара ниже по течению от Падунской быстрины.
Художественный смысл
*.
Вопреки – таков пафос всех романтиков. |
Странность.
Это странно, если я не обманываю себя.
Свечение гранита в картине Фридриха (а я его вижу, свечение)
Фридрих. Крест в горах. 1808.
я связываю с таким стихотворением Каролины Павловой:
10 ноября 1840
Среди забот и в людной той пустыне, Свои мечты покинув и меня, Успел ли ты былое вспомнить ныне? Заветного ты не забыл ли дня? Подумал ли, скажи, ты ныне снова, Что с верою я детской, в оный час, Из рук твоих свой жребий взять готова, Тебе навек без страха обреклась? Что свят тот миг пред божьим провиденьем, Когда душа, глубоко полюбя, С невольным скажет убежденьем Душе чужой: я верую в тебя! Что этот луч, ниспосланный из рая,- Какой судьба дорогой ни веди,- Как в камне искра спит живая, В остылой будет спать груди; Что не погубит горя бремя В ней этой тайны неземной; Что не истлеет это семя И расцветет в стране другой. Ты вспомнил ли, как я, при шуме бала, Безмолвно назвалась твоей? Как больно сердце задрожало, Как гордо вспыхнул огнь очей? Взносясь над всей тревогой света, В тебе, хоть жизнь свое взяла, Осталась ли минута эта Средь измененного цела? 1840 |
"Примечания:
Воспоминания о 10 ноября 1827 г., когда А. Мицкевич сделал предложение Каролине Яниш, и она стала считать себя невестой польского поэта” (http://rupoem.ru/pavlova/all.aspx).
Наверно, из-за слов: "Как в камне искра спит живая”.
И мне кажется, что это – риторический вопрос. Ибо – да, живая. Достаточно ударить кресалом о гранит, и…
Распятая Наполеоном Германия и вышедшая замуж за другого Каролина, брошенная Мицкевичем… Победа в поражении… – Как сказочно красив внутренний мир, и какое ничто по сравнению с ним – жизнь.
Смешно. Фридрих мне открыл, почему я так, а не иначе рисовал Падунский порог в школе на уроках. Там, в Сибири, строили Братскую ГЭС, а я знал, что могу только мечтать туда уехать, ибо слаб-с, весь погружённый в быт (не оставишь же больную мать…). – Я рисовал почти такую же скалу со стройными елями на ней.
Ангара ниже по течению от Падунской быстрины.
Гравюра Тэйлора по рисунку Чалеева.
Мой рисунок не сохранился. И был экспрессивнее. Перспектива ещё более лягушачья. А ели вопреки перспективе не сходились вершинами, а расходились.
Однако я смотрю на Чалеевский рисунок и удивляюсь. Я-то, рисуя, подсознательно, наверно, считал, что ели на таких скалах не растут. Рисовал вопреки. А, смотрю, нет – растут-таки. На то Чалеев и эпический художник, а не романтический (это, наверно, XIX век; про народ-богатырь поётся). А раз растут ели на гранитных скалах, то в этом отношении ничего мне Фридрих не открыл, но расходящимися вершинами я с ним совпал.
Вопреки – таков пафос всех романтиков.
22 июля 2017 г.
Натания. Израиль.
*
- Статья ошибочна касательно картины Фридриха. Правильно по адресу http://art-otkrytie.narod.ru/fridrih2.htm28.12.2022.
На главную страницу сайта |
Откликнуться (art-otkrytie@yandex.ru) |