С. Воложин
Фокин. Половецкие танцы
Прикладной смысл
Вседозволенность. |
О! Мысль!
Мысль такая. Если русские футуристы, поэты, применяли киноязык (см. тут), точнее, его балаганность, для того, чтоб хлестать по щекам отставшую или пасующую революцию и её предателей (в том числе и себя, если виноват), то позитивно трактуемое варварство, образы: "необузданной воли, бешеного бега коней, несущих диких всадников” (https://vk.com/topic-36044791_26744178), - применяют ницшеанцы. А ими можно (с некоторыми натяжками) назвать и националистов – они понимают свою страну и свой народ исключительными. Они, например, композиторы “могучей кучки”, скажем, Бородин, даже изображая половцев в опере “Князь Игорь”, имеют в виду Россию, как почти восточную страну (ведь половцы растворились в татаро-монголах, а те вошли в Московию). Я имею в виду "стихийные, необлагороженные звучности, придуманные Мусоргским, Бородиным и Римским-Корсаковым” (https://arzamas.academy/materials/1375), - очаровывавшие европейцев, особенно французов, рвавшихся вон от немецкой гегемонии в музыке.
И надо, наверно, признать существование коллективистского ницшеанства, выражающего настроение коллектива индивидуалистов-националистов (вспомним клич “Германия превыше всего!”).
И тогда как-то понятно, почему ницшеанцы-индивидуалисты типа Дягилева и иже с ним так рванулись ко вседозволенности (родной сестре метафизического ницшеанства), выражаемой реформатором балета Фокиным.
До него и Лев Иванов в половецких танцах пошёл на что-то из ряда вон выходящее:
"…лучники, скачущие стремглав, взвивающиеся в диких прыжках в воздух; мальчики, на бегу хлопающие себя по коленям, топчущие землю в своеобразной присядке…”(https://vk.com/topic-36044791_26744178).
А Фокин – вообще…
"Ему удалось не только с блеском воплотить в танце свои неистовые хореографические фантазии, но и убедительно раскрыть музыкальные образы. “Свирепые на вид, с перепачканными копотью и грязью лицами, в зеленых одеяниях, испещренных красными и коричнево-желтыми пятнами, в ярких полосатых штанах, их сборище больше напоминало логовище диких зверей, чем человеческий стан”… пляска мужчин, основанная на бешеном вихревом движении. Половцы мчатся, “взвиваясь в воздух с поджатыми в коленях ногами.
М. Фокин - Половчанин (Главный воин). "Половецкие пляски". Париж. 1909 (?)
Адольф Больм – Половчанин (Главный воин). “Половецкие пляски”. 1909
Фотография. L. Choumoff, Paris.
В их буйном танце возникал сразу бег коней, полет степных орлов, звон стрел” (В. Красовская). Впечатляет и пляска мальчиков — диковато-ритмичная, с прихотливо меняющимся групповым рисунком. Завершающая общая пляска захватывает стихийным напором, варварски грубой силой. Все прежде звучавшие темы здесь объединяются, сплетаются в исступленном движении. “... синхронный поток... заливал сцену, перекатываясь волнами, когда бегущая толпа резко сбивалась на другое направление, чтобы, отпрянув, вновь повторить мотив набега — прибоя...
Гончарова. Половецкие пляски
Тела раскачивались в мощном унисоне-заклинанье, как бы вторя хору, славящему хана. Колдовское, шаманское было в повторах торопливой припрыжки, разрезаемых внезапным приседаньем, в одинаковых всплесках рук, в одинаковом безумии пляски. Занавес опускался в момент полного ее разгула” (В. Красовская). Половцы в заключительном порыве неслись лавиной прямо на публику” (Там же).
И всё бы хорошо, но. – Мне ж надо для себя решить, из подсознательного ль идеала родом фигуры необузданности, чтоб мне признать их художественными? И признать так я не могу. Для меня есть догма, что я должен почувствовать в благодикостях, что они есть образ метафизического иномирия. А я этого не почувствовал. Значит, тут прикладное искусство, приложенное к задаче усилить переживание в общем-то знаемой вседозволенности. Недоницшеанство тут, а не ницшеанство.
Скууучно, - завоет читатель. – А я ничего не могу поделать. Я раб логики, и нахожу удовольствие в мысли.
22 сентября 2020 г.
Натания. Израиль.
Впервые опубликовано по адресу
https://zen.yandex.ru/media/id/5ee607d87036ec19360e810c/o-mysl-5f6a48a31a32447f2d0ff84f
На главную страницу сайта |
Откликнуться (art-otkrytie@yandex.ru) |