С. Воложин.
Фишер. Большая глина № 4.
Художественный смысл.
Захотелось улететь вообще в какое-то метафизическое иномирие. |
Фишер – ловец душ несчастных
Я сделал несколько попыток вычитать на русском языке где-то что-то осмысленное об этой скульптуре и не смог.
Фишер. Большая глина № 4. 2015. Алюминий. Временное место установки: Москва, Болотная площадь, 2021.
И – кто, кроме нас! – бросился спасать честь неприкладного искусства.
А неприкдадное – это то, в котором особенно резко проявляется нецитируемость художественного смысла. Содержание этого смысла не дано сознанию самого художника. Рискую, но предположу, что самому Крылову в голову не пришло, что он первым в России, а может и в мире, открыл реализм в искусстве, сочинив басню “Стрекоза и Муравей” (1808), в которой его подсознательный идеал “сказал” нашему подсознанию, что любые залёты – это плохо. До своего реализма он воинствовал на ниве Просвещения.
Ты здравым хвалишься умом везде бесстыдно, Но здравого ума в делах твоих не видно. Или беспутно ты являешься надмен, Или некстати подл и слишком унижен; На свете редкие ты вещи презираешь, Тогда как к мелочным почтителен бываешь; Ты любишь вредное, от здравого бежишь, В надежде ты пустой лета свои влачишь; Или уныние томит тебя напрасно; Или на свете сем всё кажется опасно; Не ужасаешься зловредных лишь вещей. Послушай ты меня, последуй мысли сей, Что настоящее с прошедшим съединится И будущее впредь, как бывшее, явится. Ты блага твердого не твердо лучшим чтишь, Не вещию себя, ничтожеством манишь. 1786 |
И скис, никого не пронимая. И сделал вывод… Вернее, его подсознание сделало вывод.
И у Фишера тоже есть свидетельство не данности его сознанию содержания его вдохновения. – Он-то сознанием думает, что выразил, скажем так, пушкинское “Куда ж нам плыть":
XI И мысли в голове волнуются в отваге, И рифмы легкие навстречу им бегут, И пальцы просятся к перу, перо к бумаге, Минута — и стихи свободно потекут. Так дремлет недвижим корабль в недвижной влаге, Но чу! — матросы вдруг кидаются, ползут Вверх, вниз — и паруса надулись, ветра полны; Громада двинулась и рассекает волны. XII Плывет. Куда ж нам плыть?.. 1833 |
Род кризиса был у Пушкина в 1833 году.
Его идеал последнего времени, - консенсус в сословном обществе, - не выдерживал испытания жизнью. Надо было с ним прощаться и обращаться к иному. А какому?
Фишер думал, что, взяв темой глину, то, с чего начинает скульптор свою новую работу, он что-то на тему Начала скажет. И выразить хотело сознание Фишера вот эту лёгкую растерянность, когда еще нечего ему людям нести.
Но тут вмешалось подсознание. Заставило отказаться от глины, как материала нестойкого, и перейти к алюминию. Вещь на века. И колоссальность идеи – соответствующая. А в чём? – Шиш. Сознанию не дано.
А подсознание “знает”, что воспеть надо результат краха ТАКОЙ степени, чтоб он "отдалял человека от его конкретных интересов” (https://natural-colours.livejournal.com/43730.html). От каких бы то ни было интересов, что есть в Этом мире, плохом-преплохом. Чтоб захотелось улететь вообще в какое-то метафизическое иномирие.
Что предполагает огромное усилие… – Чему образ эта 12-тиметровая махина.
И что предполагает активное какое-то Ничто. (Стоит всё же это нечто, а не лежит!) В отличие от пассивного Ничто буддизма. Тоже бегства из этого страшного мира.
Обычным людям не свойственно впадать в такое запредельное разочарование. Вот они и не понимают своими сознаниями, что это выражено. А прислушиваться к своему подсознанию (которое неминуемо почувствовало, о чём речь) обычные люди тоже не привыкли. – Вот и поносят эту вещь.
23 августа 2021 г.
Натания. Израиль.
Впервые опубликовано по адресу
На главную страницу сайта |
Откликнуться (art-otkrytie@yandex.ru) |