Блок. Возмездие. Федотов А. Картины. Художественный смысл.

Художественный смысл – место на Синусоиде идеалов

С. Воложин

Блок. Возмездие.

Федотов А. Картины.

Художественный смысл.

Идеалы: истина и поменьше чувствовать.

 

Смирение и смирение

Мне нравится страшно актуальное теперь высказывание об одном стихотворении и заодно о “Возмездии” (1910-1921) Блока:

"…показывает глубину его готовности любить свою страну такой, какая она есть, даже в наихудшей реальности – чем он выгодно отличается от многих современных, предшествующих и последующих демократических критиков и обличителей России, которые способны любить только сочиненный ими же самими идеальный образ ее” (Александрова Т. Л. https://globuss24.ru/doc/aleksandr-blok-3).

Блок из символизма шёл и пришёл к реализму. А тот жестоко трезв. (Помните, как у открывателя реализма Пушкина:

""…Зачем тебе ее? Она меня любит; она отвыкла от прежнего своего состояния. Ни ты, ни она — вы не забудете того, что случилось”. Потом, сунув ему что-то за рукав, он отворил дверь, и смотритель, сам не помня как, очутился на улице.

Долго стоял он неподвижно, наконец, увидел за обшлагом своего рукава сверток бумаг; он вынул их и развернул несколько пяти и десятирублевых смятых ассигнаций. Слезы опять навернулись на глазах его, слезы негодования! Он сжал бумажки в комок, бросил их на земь, притоптал каблуком, и пошел… Отошед несколько шагов, он остановился, подумал… и воротился… но ассигнаций уже не было. Хорошо одетый молодой человек, увидя его, подбежал к извозчику, сел поспешно и закричал: “пошел!..” ”.)

Реализм для Блока – это отрезвление от высокого сна-символизма. Вот лирическое “я” Блока и воспевает это снижение.

 

Жизнь — без начала и конца.

Нас всех подстерегает случай.

Над нами — сумрак неминучий,

Иль ясность божьего лица.

Но ты, художник, твердо веруй

В начала и концы. Ты знай,

Где стерегут нас ад и рай.

Тебе дано бесстрастной мерой

Измерить всё, что видишь ты.

Твой взгляд — да будет тверд и ясен.

Сотри случайные черты —

И ты увидишь: мир прекрасен.

Познай, где свет, — поймешь, где тьма.

Пускай же всё пройдет неспешно,

Что в мире свято, что в нем грешно,

Сквозь жар души, сквозь хлад ума.

Но бывает воспевание снижения более страшного, после окончательного разочарования вообще во всём Этом мире – погружение в какой-то пробуддизм, в некое малочувствие, во что-то близкое к нирване.

То, что случилось с Советским Союзом и с идеей коммунизма, вполне, годится для порождения такого безмерного пессимизма, выражаемого, если живописно, неким изводом минимализма. – Речь о творчестве Александра Сергеевича Федотова (1955 – 2021). В 30 лет нахлынула на него катастройка и дерьмократия. Может, если б не они, он бы прожил больше, чем 65 лет.

Зимнее солнце. 1996. Холст, масло.

Заснеженный лес. 2008. Холст, масло.

Возвращение. 2005. Оргалит, масло.

Туманное утро. 2019. Холст, масло.

Дворик. 1995. Холст, масло.

Деревья. 2010. Холст, масло.

Слобода. 2000. Холст, масло.

Ночь. 1992. Картон, масло.

В общем, можно длить и длить демонстрацию таких репродукций. Каждый может доставить себе продолжение этого удовольствия, обратившись к поисковику.

Интересен другой вопрос, подсознателен ли у Федотова пробуддистский идеал? Огромное число картин заставляет усомниться в столь долго длящейся подсознательности. – Я спросил поисковик: “(трагедия | болезни | несчастья) Александра Сергеевича Федотова”. Найди я что-то, это б, кажется, подтвердило травму от краха СССР (хоть сам я, как ни много потерял от этого краха, живу уже 86-й год и оптимист). Но про несчастья не пишут пишущие о художниках. Пишут, где и у кого они учились. А это мало способствует определению художественного смысла творчества.

Небезынтересно и то, как я наткнулся на этого художника.

Я пошёл на один канал, где его хозяйка занимается ублажением зрителей красивыми репродукциями. Мне интересно разбирать беспомощность в толкованиях картин. Мне кажется, что это учит картины разбирать. Как-то похоже учили Пушкина в Лицее. Брали произведение какого-нибудь Клопштока и выискивали, что где у него плохо.

И вот я смотрю: диво. Дама отказалась от попыток анализировать элементы (чего совершенно не умела), подыскала стихи, созвучные сниженному настроению от картин Федотова, и их вставила. Это были стихи, процитированные вначале. И она почти попала в цель: сниженность оказалась озвученной. А я озадачился: как же мне учить на примере её ошибок? Ведь она почти попала. – Решил, что высвечу это “почти”.

Если, конечно, я сам не пролетел со своим уточнением. О чём вам судить, читатель.

И ещё я озадачился. При её зачастую избегании толкования вообще я на неё катил бочку, что она бездумностью оболванивает россиян, что чревато потерей россиянами русскости, как это чуть не случилось в 90-е годы. А что делать теперь, при почти попадании ею в цель относительно художественного смысла творчества Федотова? Ведь её либерастская антинародная сущность не изменилась. Слабая тень только значится в конце её опуса: "Желаю всем мирного неба…”. Не победы. Она против СВО – в смысле.

И я опускаю руки: я не знаю, как её уесть.

11 июля 2023 г.

Натания. Израиль.

Впервые опубликовано по адресу

https://dzen.ru/a/ZK2cdFP7JXIav2fg

 

 

На главную
страницу сайта
Откликнуться
(art-otkrytie@yandex.ru)