Есенин. Синий день. День такой синий. Художественный смысл

Художественный смысл – место на Синусоиде идеалов

С. Воложин

Есенин. Синий день. День такой синий.

Художественный смысл.

Благое для всех свербудущее – прощение через покаяние, и покаяние через грех.

 

Второе продолжение претензий к Прилепину

Вообще-то я усомнился, стоит ли продолжать критиковать Прилепина. Он не выдвигает нового положения, а муссирует одно и то же, начальное, что Есенин сатанист: не переносит превалирования Добра в мире и потому уходит из него по своей воле. Прилепин так прямо не говорит, зато это сквозит.

Но я привык доводить дело до конца. Сейчас я на временной метке 6:57, а всего видео длится 30 минут. Если не сбудется моя надежда, что он сменит посыл, мне придётся прекратить его критиковать. Ибо скучно одно и то же.

Можно, правда, сперва прослушать всё до конца, а потом выбрать, что критиковать. Но как-то заманчивее не знать наперёд, что критиковать собрался.

"А вот Маяковский писал об этом [суициде], и совершил над собой это, что обещал. Есенин однажды сказал своему знакомому: “Помяни моё слово, мы с Маяковским сведём счёты с жизнью”. Он говорил это не как человек, заглянувший за край неведомого, а как читатель, знающий, что в русской поэзии слов на ветер не бросают.” (https://yandex.ru/video/preview/7887379752585634431).

Я не думаю, что Прилепин знает, например, западную поэзию. А если думать не только про поэзию, то сразу вспоминается Хемингуэй. Просто все, исповедующие такой экстремистский идеал, как в веках повторяющийся маньеризм, склонны к суициду из-за слишком большой, по их мнению, нехорошести Этого мира. Маяковский был в отчаянии, что строится не тот социализм.

Но слушаем дальше.

"Он писал это о себе и знал наверняка, что его ждёт.

Последние дни своей жизни Есенин делал наброски. Они сохранились.

Берёза, как в метель с зелёным рукавом,

Хотя печалится, но не по мне живом.

Скажи же, милая, когда она печалится?

Кругом весна, и жизнь моя кончается.”.

Вообще-то грех обращаться к наброскам, по посмотрим.

Синий день. День такой синий

   

Чтоб не ругалась больная мать,

Я приду, как… сука,

У порога околевать.

I

 

Ты ведь видишь, что ночь хорошая,

Нет ни холода, ни тепла.

Так зачем же под лунной порошею

В эту ночь ты совсем не спала?

.

Не спала почему? Скажи мне,

Я все [вынесу], все перенесу [переживу].

И хоть месяцем желтым выжну

Непосеянную полосу.

.

Весне зима есть,

Да, зима!

Ты ее ведь видела, любимая, сама.

Береза, как в метель с зеленым рукавом,

Хотя печалится, но не по мне живом.

.

Скажи же, милая, когда она печалится?

Кругом весна, и жизнь моя кончается.

Но к гробу уходя и смерть приняв постель

                                        древесную метель.

.

Вот потому всегда, когда мой глаз остер,

Мне душу греет так рябиновый костер,

Но все пройдет навек, как этот жар в груди,

Береза милая, постой, не уходи.

<Октябрь 1925>

Тут, по-моему, речь не о суициде, а о смертельной болезни, тогда как хочется жить, и чтоб кто-то хоть жалел больного за смертельность болезни. И наличие смертельной болезни есть та нехорошесть мира, из-за которой умирает несогласный с таким мироустройством.

То есть у Прилепина нельзя верить ни одному цитированию. Всё – выдернуто для одного: суицидный-де маньяк Есенин.

"Если мы верим Есенину, если мы верим в его невероятную поэтическую честность, как можно отрицать то, что он сам о себе сказал. Есенин что, по-вашему, лгун? Трепло?”.

Хрестоматийный пример плохого вкуса: не видеть разницы между автором и лирическим “я”.

Телепаю, что Прилепин хороший актёр. Он играет роль смелого патриотического героя, который не боится смерти. Если наврать на Есенина, что тот тоже не боится смерти и что потому ему, Прилепину, смелый Есенин нравится, то его, Прилепина, реноме от такого впечатления на своих зрителей только выиграет. Врать для этого приходится? Нет! Играть. Искренне. Веря в свою выдумку. Что неминуемо заразит зрителей этого спектакля. Тем более, что сам по себе Прилепин, наверно, таки очень смел. То есть это у него уроки, как быть русским (помня, что Россия – страна героев). Потому и называются выступления не “Уроки русского языка и литературы” а “Уроки русского”.

Какова же моя, русского патриота, роль тут разоблачителя Прилепина-литературоведа?

А роль с очень дальним прицелом.

Русским грозит потерять Россию и русскость не на поле боя, где нужна смелость, а в результате обмана их, предварительно оболваненных. Как в 1991 году. Чуть страну не потеряли. – Вот моя критика и призвана быть прививкой от оболванивания.

Едем дальше.

"15 лет он обещает наложить на себя руки, а потом – раз – передумал и начал писать стихи про трактор, там, про пионеров, про баб. Как вы вообще себе это представляете?”.

Тут я пас: я ничего не понял. Я спросил поисковик: “Есенин стихи про пионеров”. Мне выдало “Сказка о пастушонке Пете, его комиссарстве и коровьем царстве” 1925 года https://www.culture.ru/poems/44197/skazka-o-pastushonke-pete-ego-komissarstve-i-korovem-carstve – Читайте сами. Он длинный для цитирования. Насмешка какая-то над этой суетой сует советской. Всё, как обычно у Есенина, плохо устроено в мире, и он против, насмехается.

Что Прилепина не устроило? – Не понятно.

Я стал раздражаться, и тут пришло спасение: Прилепин перестал цитировать стихи, а приступил к обсуждению, убили поэта или нет. И это было до конца видео.

11 июля 2023 г.

Натания. Израиль.

Впервые опубликовано по адресу

https://dzen.ru/a/ZK2G5K1YtS8nP3gv

На главную
страницу сайта
Откликнуться
(art-otkrytie@yandex.ru)