С. Воложин
Есенин. Синий день. День такой синий.
Художественный смысл.
Благое для всех свербудущее – прощение через покаяние, и покаяние через грех. |
Второе продолжение претензий к Прилепину
Вообще-то я усомнился, стоит ли продолжать критиковать Прилепина. Он не выдвигает нового положения, а муссирует одно и то же, начальное, что Есенин сатанист: не переносит превалирования Добра в мире и потому уходит из него по своей воле. Прилепин так прямо не говорит, зато это сквозит.
Но я привык доводить дело до конца. Сейчас я на временной метке 6:57, а всего видео длится 30 минут. Если не сбудется моя надежда, что он сменит посыл, мне придётся прекратить его критиковать. Ибо скучно одно и то же.
Можно, правда, сперва прослушать всё до конца, а потом выбрать, что критиковать. Но как-то заманчивее не знать наперёд, что критиковать собрался.
"А вот Маяковский писал об этом [суициде], и совершил над собой это, что обещал. Есенин однажды сказал своему знакомому: “Помяни моё слово, мы с Маяковским сведём счёты с жизнью”. Он говорил это не как человек, заглянувший за край неведомого, а как читатель, знающий, что в русской поэзии слов на ветер не бросают.” (https://yandex.ru/video/preview/7887379752585634431).
Я не думаю, что Прилепин знает, например, западную поэзию. А если думать не только про поэзию, то сразу вспоминается Хемингуэй. Просто все, исповедующие такой экстремистский идеал, как в веках повторяющийся маньеризм, склонны к суициду из-за слишком большой, по их мнению, нехорошести Этого мира. Маяковский был в отчаянии, что строится не тот социализм.
Но слушаем дальше.
"Он писал это о себе и знал наверняка, что его ждёт.
Последние дни своей жизни Есенин делал наброски. Они сохранились.
Берёза, как в метель с зелёным рукавом,
Хотя печалится, но не по мне живом.
Скажи же, милая, когда она печалится?
Кругом весна, и жизнь моя кончается.”.
Вообще-то грех обращаться к наброскам, по посмотрим.
Синий день. День такой синий
Чтоб не ругалась больная мать, Я приду, как… сука, У порога околевать. |
I
Ты ведь видишь, что ночь хорошая, Нет ни холода, ни тепла. Так зачем же под лунной порошею В эту ночь ты совсем не спала? . Не спала почему? Скажи мне, Я все [вынесу], все перенесу [переживу]. И хоть месяцем желтым выжну Непосеянную полосу. . Весне зима есть, Да, зима! Ты ее ведь видела, любимая, сама. Береза, как в метель с зеленым рукавом, Хотя печалится, но не по мне живом. . Скажи же, милая, когда она печалится? Кругом весна, и жизнь моя кончается. Но к гробу уходя и смерть приняв постель древесную метель. . Вот потому всегда, когда мой глаз остер, Мне душу греет так рябиновый костер, Но все пройдет навек, как этот жар в груди, Береза милая, постой, не уходи. <Октябрь 1925> |
Тут, по-моему, речь не о суициде, а о смертельной болезни, тогда как хочется жить, и чтоб кто-то хоть жалел больного за смертельность болезни. И наличие смертельной болезни есть та нехорошесть мира, из-за которой умирает несогласный с таким мироустройством.
То есть у Прилепина нельзя верить ни одному цитированию. Всё – выдернуто для одного: суицидный-де маньяк Есенин.
"Если мы верим Есенину, если мы верим в его невероятную поэтическую честность, как можно отрицать то, что он сам о себе сказал. Есенин что, по-вашему, лгун? Трепло?”.
Хрестоматийный пример плохого вкуса: не видеть разницы между автором и лирическим “я”.
Телепаю, что Прилепин хороший актёр. Он играет роль смелого патриотического героя, который не боится смерти. Если наврать на Есенина, что тот тоже не боится смерти и что потому ему, Прилепину, смелый Есенин нравится, то его, Прилепина, реноме от такого впечатления на своих зрителей только выиграет. Врать для этого приходится? Нет! Играть. Искренне. Веря в свою выдумку. Что неминуемо заразит зрителей этого спектакля. Тем более, что сам по себе Прилепин, наверно, таки очень смел. То есть это у него уроки, как быть русским (помня, что Россия – страна героев). Потому и называются выступления не “Уроки русского языка и литературы” а “Уроки русского”.
Какова же моя, русского патриота, роль тут разоблачителя Прилепина-литературоведа?
А роль с очень дальним прицелом.
Русским грозит потерять Россию и русскость не на поле боя, где нужна смелость, а в результате обмана их, предварительно оболваненных. Как в 1991 году. Чуть страну не потеряли. – Вот моя критика и призвана быть прививкой от оболванивания.
Едем дальше.
"15 лет он обещает наложить на себя руки, а потом – раз – передумал и начал писать стихи про трактор, там, про пионеров, про баб. Как вы вообще себе это представляете?”.
Тут я пас: я ничего не понял. Я спросил поисковик: “Есенин стихи про пионеров”. Мне выдало “Сказка о пастушонке Пете, его комиссарстве и коровьем царстве” 1925 года https://www.culture.ru/poems/44197/skazka-o-pastushonke-pete-ego-komissarstve-i-korovem-carstve – Читайте сами. Он длинный для цитирования. Насмешка какая-то над этой суетой сует советской. Всё, как обычно у Есенина, плохо устроено в мире, и он против, насмехается.
Что Прилепина не устроило? – Не понятно.
Я стал раздражаться, и тут пришло спасение: Прилепин перестал цитировать стихи, а приступил к обсуждению, убили поэта или нет. И это было до конца видео.
11 июля 2023 г.
Натания. Израиль.
Впервые опубликовано по адресу
https://dzen.ru/a/ZK2G5K1YtS8nP3gv
На главную страницу сайта |
Откликнуться (art-otkrytie@yandex.ru) |