Есенин. Стихи. Художественный смысл

Художественный смысл – место на Синусоиде идеалов

С. Воложин

Есенин. Стихи.

Художественный смысл.

Благое для всех свербудущее – прощение через покаяние, и покаяние через грех.

 

Продолжение попрёков Прилепину

Потрясши щеками, как от дурного сна, приступаю я к продолжению слушания видео Прилепина “Уроки русского” по поводу Есенина.

Должен отдать должное Прилепину. Он заставил меня пережить несколько острых моментов.

Понимаете, я ведь пишу зачастую как художник алла прима. Без черновика. В случае с Есениным я лишь в памяти освежил своё к нему отношение, перечитав кусок моего давнего разбора его творчества (см. тут). Помню, что он всю жизнь идейно не менялся. У меня уже была мера, когда я приступал по воле Прилепина к рассматриванию каждого нового для меня стихотворения. Но, строго говоря, кто его, Есенина, знает… Может, у него бывали какие-то выбрыки-исключения? И потом, знаете, как ни подготовлен ты к толкованию нового для тебя произведения известного уже тебе автора – это всё равно трудно: очередное истолковать, обосновывая текстом. Как в воду прыгаешь, когда дно не известно. Вдруг там корягу принесло течением. – Так что у меня немного захватывало дух, когда я писал.

Вот я и захотел продолжить себе щекотать нервы, наутро присев к компьютеру.

Итак, что там продолжает нести за околесицу безответственный и беззастенчивый в литературоведении Прилепин?

"За год до смерти настойчиво пророчит себе зимнюю трагедию, приучая себя к мысли о ней, своей смерти.

И ничто души не потревожит,

И ничто ее не бросит в дрожь,—

Кто любил, уж тот любить не может,

Кто сгорел, того не подожжешь.

Сгорел, - так о себе пишет, - сгорел” (https://yandex.ru/video/preview/7887379752585634431).

Бедный Прилепин! Ну как же иначе, раз написано… Раз написано что, так то и хотел сказать поэт. И сказано это Прилепиным без введения отличия от начального его обобщения о сатанизме Есенина. Сгорел почему? От злобы своей сатанинской, наткнувшись в Этом мире на превалирование Добра.

А на самом деле?

 

Ты меня не любишь, не жалеешь,

Разве я немного не красив?

Не смотря в лицо, от страсти млеешь,

Мне на плечи руки опустив.

.

Молодая, с чувственным оскалом,

Я с тобой не нежен и не груб.

Расскажи мне, скольких ты ласкала?

Сколько рук ты помнишь? Сколько губ?

.

Знаю я — они прошли, как тени,

Не коснувшись твоего огня,

Многим ты садилась на колени,

А теперь сидишь вот у меня.

.

Пусть твои полузакрыты очи

И ты думаешь о ком-нибудь другом,

Я ведь сам люблю тебя не очень,

Утопая в дальнем дорогом.

.

Этот пыл не называй судьбою,

Легкодумна вспыльчивая связь,—

Как случайно встретился с тобою,

Улыбнусь, спокойно разойдясь.

.

Да и ты пойдешь своей дорогой

Распылять безрадостные дни,

Только нецелованных не трогай,

Только негоревших не мани.

.

И когда с другим по переулку

Ты пойдешь, болтая про любовь,

Может быть, я выйду на прогулку,

И с тобою встретимся мы вновь.

.

Отвернув к другому ближе плечи

И немного наклонившись вниз,

Ты мне скажешь тихо: “Добрый вечер…”

Я отвечу: “Добрый вечер, miss”.

.

И ничто души не потревожит,

И ничто ее не бросит в дрожь,—

Кто любил, уж тот любить не может,

Кто сгорел, того не подожжешь.

Декабрь 1925 г.

Ничего себе превалирование Добра… Сплошное его отсутствие в виде серости. – Мир с отсутствием взаимной любви! А? Это ж ужас. От такого иной тонкошкурый в метафизическое иномирие убегает. А Есенин – нет. Остаётся в Этом мире. Тот такой красивый (вон, хотя бы только тень любви как красива: "полузакрыты очи” или "Отвернув к другому ближе плечи / И немного наклонившись вниз”)… Так красиво, что, может, и настанет лучшее сверхбудущее, ради которого лирическое “я” просит Серость: "Только нецелованных не трогай, / Только негоревших не мани”.

А какая музыкальность!..

Вот какое тут соотношение гласных и согласных? 38 и 52 в первом четверостишии, это 42,2% и 57,7%. 38 и 53 в последнем, это почти тот же процент. А по https://kuroku77777.blogspot.com/2012/01/blog-post_1924.html благозвучие при гласных 42,35 % и согласных – 53,53 %. Почти точное попадание.

Это – образ благого для всех сверхбудущего. Символист есть символист.

А Прилепин?

"…сгорел. Но даже после таких строк кто-то пытается на честном глазу доказывать: Есенин собирался жить, собирался работать, у него были планы. – Какие планы? О чём вы?

Ах метель такая просто чёрт возьми!

Забивает крышу белыми гвоздьми.

Только мне не страшно, и в моей судьбе

Непутёвым сердцем я прибит к тебе.

Гроб метель забивает, гроб! Вот его планы. Финал он себе прописывает буквальным образом”.

Вот только зачем, это лирическому герою в 1925 году? – В самом начале этой серии “Уроков русского” сказано, что сатанизма ради, и с тех пор ничего не изменено. Что, дескать, слишком хорошо на Этом свете, что непереносимо сатанисту. А на самом деле на Этом свете ТАК плохо, что вон с Него хочется, чтоб доказать Кому-то, что лирическое “я” не приемлет НАСТОЛЬКО плохой жизни Тут (с отсутствием взаимной любви), что сто`ит сейчас умереть, обозначив, из-за чего, в надежде ("мне не страшно”), что одно это обозначение в купе со смертью что-то сделает с Этим миром такое, что Он в сверхбудущем станет благим для всех. Не перенесут люди непрерывную метель и переселятся в местность с другим климатом. – Вполне себе материалистично при всём идеализме символизма.

Прилепин в своей темноте духовной не различает автора и образ автора.

Образу автора в 1925 году ужасно, что даже после Такой революции ничего в стране не изменилось в том смысле, чтоб что-то сдвинулась в направлении изменения того, чтоб стали учащаться взаимные любови. Нет! Наоборот! Лишь через год, а 1926-м, в стране, наконец, теория “стакана воды” (отношение к удовлетворению половой потребности как к любой физиологической потребности, например, жажде) стала подвергаться большой критике и гонению. Может, смерть Есенина в декабре 1925 года, понятая правильно, и приблизила как-то эту критику и гонения.

Самоубийство Есенина в 30 лет как раз говорит о не данности его сознанию его подсознательного символистского идеала. Другие творцы с похожими, христианопоподобными подсознательными идеалами маньеристского типа жили дольше (Шекспир, например, 52 года, Достоевский 59 лет, Микеланджело 88 лет,), и лишь персонажей своих отправляли на тот свет. А Есенину не повезло: он ещё и в психушку попал, не перенеся благородных переживаний из-за своей плохости (женился без любви на внучке Толстого и стал её бить). Вот и повесился от неприкаянности. Могло б быть и не так.

"Ведь радость бывает редко,

Как вешняя звень поутру,

И мне — чем сгнивать на ветках —

Уж лучше сгореть на ветру.

За 15 лет Есенин сочинил целую антологию текстов своей преждевременной от собственных рук смерти, о скорых своих похоронах. В его поэтической жизни не было ни года, когда он, хоть строчкой, о том не обмолвился”.

Ну то же самое, детское какое-то, смешивание автора и лирического “я”. Аж как-то стыдно за Прилепина. Как в трансе каком-то: мелет и мелет чушь за чушью. А люди, как в андерсеновской сказке “Платье короля”, слушают его “Уроки русского” и балдеют от удовольствия. – Наверно, тембр голоса сам по себе действует. Или, как говорится, в приятном обществе приятно подремать.

Плохо ещё очень в Этом мире и то, что очень уж много в ней царствует естественная смерть. Сколько братьев и сестёр Есенина умерло в детстве… И плохо то, что это как-то принято за норму. Вон, он сам, по общей инерции, увещевает мать не тужить о безвременно умерших детях. Но – по противоположности – тут же хочется самому умереть по собственной воле в знак протеста против такой плохой устроенности Этого мира.

Ещё плохо, что я нахожусь только на 7-ой минуте получасового видео. А мне уже надоело одно и то же опровергать у Прилепина.

"Но в конце концов появляются рассудительные люди, которые зачем-то пытаются доказать, что поразительные, пронзительные стихи “До свиданья, друг мой, до свиданья” он не сочинил. Может, они нездоровы?

Может быть досужий человек, прошедший самым краешком русской поэзии думает, что подобное поведение в целом характерно для русской поэзии. Там каждый второй имеет привычку предсказывать собственный суицид. – Нет, это неверная точка зрения. Темы суицида нет ни у Пушкина, ни у Лермонтова, ни у Тютчева, ни у Блока. Ну так они не думали совершать последнее насилие над собой.

И вдруг Есенин клюнул на эту тему. И у остальных людей не найдёшь, потому что судьба их варианта такого выхода не предполагала.

Если русский поэт не собирается сводить счёты с жизнью, он об этом не трепет языком попусту”.

Оставлю на совести Прилепина, что не было воспевания суицида у Лермонтова и Блока (Пушкин и Тютчев просто не маньеристы {этот тип идеала в веках повторяется})

А теперь так. Эта серия “Уроков русского”, “Кто сгорел, того не подожжёшь” создана 7 октября 2020 года. То есть на 10 лет позже работы Москвиной "Текст как свидетель”, много как доказавшей, что это стилизация под Есенина. Особенно мне нравится её резон, что слово “Предназначенное”, - длиннейшее и с четырьмя “н”, - ни в жисть бы не выбрал Есенин. И через те же 10 лет выступает Прилепин позже работы Николая Астафьева, которая убедительно доказала манипуляции со сделанной возможно кровью копией автографа обсуждаемого стихотворения, и что само оно, вместе с этой копией, "сыграло роль козырной карты для утверждения в общественном сознании мысли о самоубийстве великого русского поэта Сергея Александровича Есенина” (https://esenin.ru/o-esenine/gibel-poeta/astafev-n-eshche-raz-o-poslednem-avtografe-sergeia-esenina). – Меня эти работы убедили, что это не стихотворение Есенина. Процитирую лишь про то на самом деле, судя по подлиннику-фейку, что там не то, что всюду напечатано. Не

 

До свиданья, друг мой, до свиданья.

Милый мой, ты у меня в груди.

(Не было таких друзей у Есенина.)

А:

 

До свиданья, друг мой, до свиданья.

Милый мой, чти и меня в груди.

.

Утомился я от непрерывных благоглупостей Прилепина-литературоведа.

Продолжение следует.

10 июля 2023 г.

Натания. Израиль.

Впервые опубликовано по адресу

https://dzen.ru/a/ZKwxUuMBlzpxP-4j

На главную
страницу сайта
Откликнуться
(art-otkrytie@yandex.ru)