Есенин. Стихи. Художественный смысл

Художественный смысл – место на Синусоиде идеалов

С. Воложин

Есенин. Стихи.

Художественный смысл.

Благое для всех свербудущее – прощение через покаяние, и покаяние через грех.

 

Ну что: давно я не ругал Прилепина?

За темноту духовную. За отсутствие вкуса, не чующего – в этот заход – что не смерть была идеалом Есенина, а то недостижимое благое для всех сверхбудущее (Есенин же был символист), которое потому так далеко, что теперь и тут очень плохо, настолько плохо, что в это сверхбудущее можно попасть только через наоборот как бы, по принципу поговорки: не согрешишь – не покаешься, не покаешься – не спасёшься. Ну так – грешить! И – в смерть!

Ну где простецу Прилепину почуять, что что-то у есенинского подсознательного идеала на примете было ЗА смертью авторского образа его, Есенина-поэта!

Для Прилепина не существует нецитируемого. Он груб. Соответственно ему очень подфартило. В 2005 году снят телефильм “Есенин”, режиссёр которого, Зайцев, грубо искажает действительность с целью опорочить советскую власть, ибо что-то реакция в стране началась на дерьмократию 90-х годов, и стала страна оглядываться с приязнью на бывший Советский Союз. Надо выполнить Зайцеву социальный заказ: чтоб убит был Есенин "по заговору советского правительства” (Википедия). И – грубый Прилепин (левый) ополчился на грубого Зайцева (правого). – И пошло-поехало извращение художественного смысла стихов Есенина, увы, знаменитым (и не зря!) писателем Прилепиным. С попутными чудовищными ляпами по отношению к неприкладному искусству как таковому.

"То есть человек [Зайцев] знает, как было на самом деле, но правда у нас не привлекательна с точки зрения киносборов” (https://yandex.ru/video/preview/7887379752585634431).

А для киносборов сейчас, при реставрированном капитализме и надобности быдла, чтоб его терпел, нужна детективщина.

И не доходит до ума Прилепина, что правда не имеет никакого отношения к тому, что такое первосортное искусство, неприкладное, рождённое подсознательным идеалом автора, когда восприемник чувствует, что ему сказали ЧТО-ТО, словами невыразимое. И это чуть не единственное, что проникает в сознание восприемника. Да и автора. Сознание Есенина, например, понятия не имело, что он вдохновлён практически недостижимым сверхбудущим, благим для всех. И потому стихи его для всех такие пронзительные. А для грубого Прилепина они пронзительные потому, что про внутреннюю тягу к смерти лирического героя стихов.

"В июле 1912 года 17-летний Есенин пишет свой девушке, Бальзамовой, что либо сделает с собой такое неприятное: или жить, или не жить”.

Для этого несчастного Прилепина нет же озарения от стихотворения. И он впрягается в вериги писем, чтоб не из своего подсознательного катарсиса от стихотворения, а из письма выудить что-то про смерть в добавок к словам стихотворения про смерть.

"В октябре 13 года ей же пишет: “Я не могу придумать, что со мной, но если так продолжится ещё, я убью себя. Брошусь из своего окна и разобьюсь вдребезги об эту мёртвую, пёструю и холодную мостовую”.

Стихотворение “Исповедь самоубийцы” Есенин сочинил примерно в то же самое время.

Не мог я жить среди людей,

Холодный яд в душе моей.

И то, чем жил и что любил,

Я сам безумно отравил.

Это ещё юношеские его стихи, но эта тема не оставит его никогда”.

Тема нехорошего человека, сатаниста, хулигана, среди хороших, получается от такого цитирования, людей. И раз так всё кругом хорошо, то лучше сатанисту – умереть.

А не тема нехорошести всей теперешней жизни, добавлю я.

То есть, читатели, Прилепин что: не ведает, что творит? Его несёт – вот он и несётся?

Исповедь самоубийцы

 

Простись со мною, мать моя,

Я умираю, гибну я!

Больную скорбь в груди храня,

Ты не оплакивай меня.

.

Не мог я жить среди людей,

Холодный яд в душе моей.

И то, чем жил и что любил,

Я сам безумно отравил.

.

Своею гордою душой

Прошел я счастье стороной.

Я видел пролитую кровь

И проклял веру и любовь.

.

Я выпил кубок свой до дна,

Душа отравою полна.

И вот я гасну в тишине,

Но пред кончиной легче мне.

.

Я стер с чела печать земли,

Я выше трепетных в пыли.

И пусть живут рабы страстей —

Противна страсть душе моей.

.

Безумный мир, кошмарный сон,

А жизнь есть песня похорон.

И вот я кончил жизнь мою,

Последний гимн себе пою.

.

А ты с тревогою больной

Не плачь напрасно

Надо мной.

1912-1915 год

Плохо устроен мир со страстями. Настолько плохо, что имело смысл, им отдаться вполне, чтоб они убили (через муки совести). Не мгновенно. И это переродило: от страстей отвратило, так что непосредственно перед смертью аж стало легче на душе, что достойно воспевания гимном себя-нового. А по такому новому, хорошему, и нехорошо маме плакать. В чём и состоит послание его ей. А всем – назидание: всё – к лучшему. Пусть и далёкому, раз ТАК всё плохо сейчас.

Ну, так. Предположим, что Прилепина занесло совсем неожиданно для него не влево. Всё ж нацбол бывший… Посмотрим, что дальше.

"Не пойду я к хороводу:

Там смеются надо мной,

Повенчаюсь в непогоду

С перезвонною волной.

Стихотворение датируется 1911 годом. Но дата явно неточная. Сочинил он его минимум на три года позже”.

И, раз это простое продолжение прежнего говорения, то надо думать, и здесь Прилепин видит тему сатаниста: хоровод – это все весёлые, добрые, смеются над злым, так он героически утонул, раз так всё в общем хорошо, кроме иногда непогоды, которую он за нехорошесть и выберет для своего героического отвергания всего хорошего.

А что на самом деле?

Под венком лесной ромашки…

 

Под венком лесной ромашки

Я строгал, чинил челны,

Уронил кольцо милашки

В струи пенистой волны.

.

Лиходейная разлука,

Как коварная свекровь.

Унесла колечко щука,

С ним — милашкину любовь.

.

Не нашлось мое колечко,

Я пошел с тоски на луг,

Мне вдогон смеялась речка:

“У милашки новый друг”.

.

Не пойду я к хороводу:

Там смеются надо мной,

Повенчаюсь в непогоду

С перезвонною волной.

1911 г.

Всё наоборот. Мир очень плох. В нём – женская неверность бытует и всякие другие нехорошести, коварные свекрови, щуки и т.п. Для протеста – утопиться. Во имя лучшего сверхбудущего.

Ну? Слушаем дальше? Может, окстится Прилепин?

"Есенин написал:

Всё встречаю, всё приемлю,

Рад и счастлив душу вынуть.

Я пришел на эту землю,

Чтоб скорей ее покинуть”.

Нет, не окстился. Всё то же, сатанинское, раз умолчание? – Всё – хорошо, и этого достаточно, чтоб с этим не смириться и покончить с собой.

А на самом деле?

 

Край любимый! Сердцу снятся

Скирды солнца в водах лонных.

Я хотел бы затеряться

В зеленях твоих стозвонных.

.

По меже, на переметке,

Резеда и риза кашки.

И вызванивают в четки

Ивы — кроткие монашки.

.

Курит облаком болото,

Гарь в небесном коромысле.

С тихой тайной для кого-то

Затаил я в сердце мысли.

.

Все встречаю, все приемлю,

Рад и счастлив душу вынуть.

Я пришел на эту землю,

Чтоб скорей ее покинуть.

1914

Всё хорошее – природное, сельское: отражение солнца в воде, звон листвы, трав, парит болото недавней гарью. И всё – явное, бесхитростное. А в обществе не так. Тайное. Такое, что хорошо б умереть.

"Ещё Есенин написал:

И вновь вернусь я в отчий дом,

Чужою радостью утешусь,

В зеленый вечер под окном

На рукаве своем повешусь”.

Что: опять сатанист, - раз умолчание, - от чужой радости в петлю хочется.

А вправду?

Плохая жизнь на Руси: друг меня хочет зарезать, любимая изменила, и всё это считается нормальным. А это непереносимо, и надо покончить с собой. И жаль, что и это ничто не изменит в будущем. Где ж идеал? – В сверхбудущем, раз Русь такая красивая: белые кудри дня – это кучевые облака, жёлтая дорога – глинистая, сверкает под солнцем весною, когда высохло, зелёный вечер почти белой ночи, седые вербы, месяц в небе и реке.

Антиресный товарищ, этот Прилепин…

Прервёмся, чтоб не утруждать читателей слишком…

9 июля 2023 г.

Натания. Израиль.

Впервые опубликовано по адресу

https://dzen.ru/a/ZKrqjQ09bGIHAwzM

На главную
страницу сайта
Откликнуться
(art-otkrytie@yandex.ru)