С. Воложин
Дугиль. Стихи.
Художественный смысл.
Идеал трагического героизма. |
И опять, и опять… И почему-то не надоедает
У меня есть всякие изъяны. Когда жена смертельно заболела, я с её слов чего только ни готовил на кухне. А она умерла – я всё забыл и помню только как варить борщ и жарить картошку. И ем этот борщ каждый день. До того было дело (я жил один тогда), я захотел сварить вермишель. Помнил, что с этим какая-то сложность: в кипяток её бросать или наоборот. Позвонил матери товарища. Она сказала. Я сделал и забыл. И с тех пор не хочу себе варить вермишель. – Или ещё вот… Я медицинский идиот: никак не могу запомнить, как лечиться при простуде. И что-то похожее с механизмами психологической защиты. Их 16. И, хоть убейте, я не могу их заучить. А они, я заметил, некоторые, из-за противоречивости стихийно используются поэтами, чтоб выразить невыразимое. И я, очередной раз натыкаясь на этот приём, каждый раз веду себя, как первый раз – слеза набегает (таково действие психологического закона художественности по Выготскому, как безусловный рефлекс). Только смутно вспоминаю, что это какой-то из тех 16-ти механизмом психологической защиты работает.
Вот этот очередной раз.
Татьяна Дугиль
Монолог пятилетней девочки из Славянска, убитой прямым попаданием снаряда украинской армии
Добрый дедушка Бог, я совсем на тебя не в обиде, Что меня не сберёг, когда дождь миномётный пошёл. Об одном лишь прошу: пусть родные услышат, увидят - Я не плачу в раю, и на облачке мне - хорошо. . Был погожим денёк, солнце ярко и жарко светило, И порхали стрекозы, слюдой крылышек тонко звеня Кто представить-то мог, что безумная адская сила Из песочницы в небо взметнёт не песок, а меня? . Помертвела лицом, вмиг состарилась юная мама. Поседел и ушёл в тот же день в ополченцы отец. Я скучаю по ним, но твержу не по-детски упрямо И святым, и живым, что конец мой – совсем не конец. . Неубитый Славянск над войной свои точки расставит. Впереди - суд да дело. А пока не рассеялась мгла, Добрый дедушка Бог, научи, как мне крылья расправить И укрыть ими город, в котором так мало жила… 20.06.2014 |
Какой в этот раз? – И я лезу в тот файл, в котором все они перечислены и описаны.
В этот раз – реактивное образование – преобразовывает негативное чувство в позитивное.
А вот – её же (Татьяны Дугиль) – идеализация: представление его всемогущим защитником, сияющим совершенством.
ДРЕВНИЕ ИСТИНЫ
"На небе – Бог, а на земле – Россия!” (сербская пословица) |
"На небе – Бог, а на земле – Россия!” - Так издавна шептали и кричали, Все, кто защиты высших сил просили В надежде утолить свои печали… . Лихая выпала стране судьбина: “На небе – Бог, а на земле – Россия!” Но, как Господь, мощна и триедина Великомученица и мессия. . В пожарищах, набегах и стихиях Не оскудела разумом и сердцем. “На небе – Бог, а на земле – Россия!” - Поныне крепок дух единоверцев. . И впредь наёмники надменных гербов, Чтоб не метаться яростно в бессильи, Пусть вспоминают чаще мудрость сербов: “На небе – Бог, а на земле – Россия!” 6.05.2014 |
У меня, конечно, не без старческой сентиментальности, но я надеюсь, что эти мои слёзы от стихов другого происхождения – эстетического.
Ну что поделаешь, так устроен Этот мир, что искусство и мораль – разные ипостаси. И, получается, что эстетическое воспитание режется с нравственным.
Мне этого акцентирования некоторые не могут простить. Приходится терпеть.
22 декабря 2022 г.
Натания. Израиль.
Впервые опубликовано по адресу
https://dzen.ru/a/Y6Q1rdocTxjhU18X
На главную страницу сайта |
Откликнуться (art-otkrytie@yandex.ru) |