С. Воложин.
Долматовский. Лепин. Как в степи сожжённой.
Прикладной смысл.
Идеал любви без горя. |
Ну-ка! Ещё раз на засыпку…
Только что у меня был удачный опыт похвалы произведениям прикладного искусства. За экстраординарность.
И как-то так случилось, что из-за этого мне захотелось похвалить песню Лепина на стихи Долматовского “Как в степи сожжённой" (1951). Одна из любимых в ранней моей юности. Когда была у меня первая любовь.
Как в степи сожжённой
Как в степи, степи сожжённой вырастал дубок. Он сперва пустил зелёный, маленький росток, Под горячими лучами смело он стоял, Вглубь земли он рос корнями, силу набирал... . Припев: Я люблю, Но об этом никто не узнает. Знаю я - Наше счастье растёт-подрастает. Наши чувства крепки как степные дубки. Я люблю И душа расцветает! . Дуб могучий, дуб курчавый зашумит весной. Мы с тобой пойдём в дубравы полосой лесной, Лес увидим в полной силе посреди степей. Это мы его растили в юности своей . Припев. |
Эта песня точно передаёт совершенно беспроблемную любовь, про которую раз услышал я от одной молодой женщины. Я аж помню то место на улице, где это слышал. На улице Кестучио в Каунасе между улицами Мицкевича и Дауканто. Был глубокий вечер. На улице пусто. По какой-то причине я шёл от дома (я жил в переулке между Мицкевича и Дауканто), провожал недавних, видно, молодожёнов. Нет. Не помню, зачем я с ними шёл и куда. Видно, только пожаловался на что-то в связи с неудачами на любовном фронте (с какой стати? Они ж мне были не знакомы). Потому что она выступила с неожиданным утешением – резюме своей жизни, дескать она даже не понимает, как можно жить и не радоваться – настолько у неё всё всегда было и есть хорошо. (Хм, - помню, подумал я, - ей хорошо – она красивая. А я…) И муж её был красивый… – Ну точно, как в песне.
Понимай, сперва они – в песне – были дети, и их ждала первая любовь, про которую – из-за малолетства – и показывать-то не нужно. А потом они выросли, поженились, и перспектива опять есть – дети и счастливая совместная жизнь. И это настолько полное переживание, что, чтоб не расплескать, о нём опять нужно молчать. Как в другой песне: О любви не говори – о ней всё сказано. / Сердце, верное любви, молчать обязано.
А мне молчать пришлось… Даже и не знаю, отчего больше: от безнадёжности добиться взаимности (я был последний человек в классе по спортивности) или от гордости, присущей и самому последнему человеку.
Я так и отлюбил свою первую любовь в тайне от всех.
Не помню, сколько десятков лет мне не приходила на память эта песня. Так что, найдя её звучание теперь, я был обречён, конечно, на слёзы.
Но. Есть ли в ней экстраординарность и в чём она?
Не в этой ли безоблачности, какая не бывает в жизни? (А та молодая жена просто в соответствующем настроении в тот вечер была, и на самом деле у неё всё всегда было не безоблачно.) И Лепин соответствующий разлив мелодии устроил…
Или в этом противоречии экстраординарность: "душа расцветает” и… "никто не узнает”?
Или в исключительности этого "никто не узнает”? Ведь чувство-то какое, а…
Только в рисунке одном излилась моя душа (см. тут), и это единственная штука, которую я могу считать рождённой подсознательным идеалом.
А Долматовский просто исполнял социальный заказ на лакировку действительности.
11 мая 2022 г.
Натания. Израиль.
Впервые опубликовано по адресу
На главную страницу сайта |
Откликнуться (art-otkrytie@yandex.ru) |