С. Воложин
Дмитрук. Зачем вы пришли с войной?
Художественный смысл.
Ненависть к русским изживает вежливостью. |
Как теперь работает душа у той, кто написала:
“Никогда мы не будем братьями”
Я не согласен с теми, кто считает украинцев с русскими одним народом. Теперь особенно ясно, что в политическом (не этническом) смысле это стал вполне другой народ, даже имея родным языком русский. Другой – с уклоном не в коллективизм, как в России, а в индивидуализм, не в бытийность, а в имущественность, не в централизм, а в махновщину и т.д. и т.п. Если очень красиво – не в Порядок, а в Свободу.
И потому, когда они сочиняют стихи о той войне, что с 22-го года пошла, у них нет угрызений совести, как у россиян, предавших Россию тогда же. Соответственно, нет тех ляпов, какие появляются у россиян-предателей из-за тайного знания, что врут.
Дмитрук
Зачем вы пришли с войной?
Верните нам наше небо, верните нам наш покой! Зачем вы пришли, соседи? Зачем вы пришли с войной? . Мы с вами детей крестили и пили на брудершафт… Зачем вы нас оцепили колонной своих солдат? . Нам много досталось боли – хороним своих сыновей. Мы видели много горя, мы стали еще сильней. . Зачем вы пришли, ребята? За что собрались воевать? Мы выстоим брат за брата, нас тоже учили стрелять. . Мы выстоим - у нас Воля, ее не возьмет автомат. Мы вам не сдадимся без боя, все церкви пусть бьют набат. . Мы видели смерть, ребята, ей смело смотрели в глаза. Не надо войны, не надо… Потом не вернешь назад. |
Поначалу я хотел было и у этой Дмитрук поискать ляпы, думая, что чудовищное враньё украинской пропаганды столь велико, что не может у неё не вызывать угрызений совести и, соответственно, ляпов. – Мне резало ухо неуместно немецкое "брудершафт”, необъективное "оцепили”, инфантильное "оцепили колонной”, нелогичное и неверное "мы стали еще сильней”…
Но потом я спохватился, что тут – я как раз читаю книгу об этом – соединение слов в цепи не по принципу временному или причинному, а по какому-то иному. По повтору звуков. "нам наше… нам наш… Нам много… Не надо… не надо… Мы вам не… Потом не…”, “Зачем вы… Зачем вы… Зачем вы… Зачем вы… За что со…”…
Человек в ажиотации… Тут не до логики и обычной последовательности.
Когда Дмитрук писала “Никогда мы не будем братьями”, она не думала, что можно и до войны докатиться. Не посмеет-де Россия, раз дальше Крыма идти струсила. А вот – война, и – противник ооочень сильный.
Есть такой подсознательный механизм психологической защиты – реактивным образованием называется.
"Защитный механизм нашей психики, при котором она преобразовывает негативное чувство в позитивное или наоборот. Мы довольно часто испытываем к одному и тому же объекту разнонаправленные чувства и вот если, по каким-то причинам, мы не можем выражать весь спектр чувств, психика переносит всё внимание на один из полюсов.
Например, братьям запрещают драться и ругаться: "Вы же родные люди, вы должны любить друг друга" и тогда один из них или оба время от времени, для того чтобы хоть как-то проявить накопленный негатив так обнимают друг друга, что аж рёбра трещат” (https://help-point.net/articles/psikhologicheskie-zashchity-lichnosti/).
Вот, откуда эти позитивности и уважительности у Дмитрук: "Верните нам”, “Зачем вы пришли, соседи?”, “Мы с вами детей крестили / и пили…”, “Зачем вы пришли, ребята?”, “Мы видели смерть, ребята”…
Ну, а поскольку механизмы психологической защиты все бессознательные, то и это вот стихотворное проявление одного из них должно быть отнесено – как у меня заведено – к произведениям неприкладного искусства, первосортного*.
23 августа 2023 г.
Натания. Израиль.
Впервые опубликовано по адресу
https://dzen.ru/a/ZOXlwiwVQzjN2wOx
*
- Я так думаю, что здесь всё проще — перекладывание своей вины на другого.- Такой механизм психологической защиты, казалось бы, тоже есть. Называется проекция, "человек переносит свои не самые лучшие качества на другого. Чаще всего это качества, не одобряемые и не приемлемые обществом, вследствие чего сам человек их также не приемлет, и в себе, конечно же, видеть не хочет.
В чужом глазу соринку видим, в своём бревна не замечаем” (Там же).
Но тот ли тут случай?
Смотрим примеры.
1) "Так, наиболее ревнивыми всегда бывают мужья, которые сами не прочь изменить жене. Но раз у них подобные мысли и желания возникают, то у женщины они тоже должны быть? И в этом есть своя, хоть и извращенная, логика” (https://psychologist.tips/3429-proektsiya-v-psihologii-primery-printsipy-mehanizm.html).
Но нельзя представить, чтоб ревнивец говорил: “Зачем ты изменила, милая? Мы с тобой так хорошо любили друг друга!”
2) ""старые девы”, озабоченные своими “неправильными” мыслями и желаниями, так энергично борются с “развратом” молодежи” (Там же).
Но разве они при этом называют молодёжь ласково?
3) "Механизм проекции подливает масло и в огонь межнациональных конфликтов, потому что чаще всего представители одной нации обвиняют своих врагов в грехах, присущих им самим. И чем больше этих грехов, тем агрессивнее становятся люди” (Там же).
Видите: "агрессивнее”. А какая ж агрессия в словах: "Мы вам не сдадимся без боя, / все церкви пусть бьют набат”. – Сплошная справедливость.
- Но можно думать, что она притвора.
- Нельзя, ибо она искренна, написала от души.
Приведу пример. – Я волнуюсь (от омерзения, может), когда убиваю таракана. Из-за волнения я обязательно промазываю ногой, если хочу наступить. Но однажды один мне сказал на мою жалобу: “Надо не так. Надо взять спрей и пусть и издали пустить на него струю”. При этом он так нежно и плавно изобразил рукой, что я понял, на какую жестокость он вообще-то способен. После этого у меня всегда дома есть спрей. Я никогда не пробую давить таракана ногой. Я быстренько, но тихо бегу этот спрей взять. Таким же манером возвращаюсь. Неиспуганный таракан обычно недалеко убежал. И… Я хладнокровно стреляю в него струёй. Раз, другой, пока он бежит. Пока он не переворачивается на спину. Тогда я на него наступаю.
А Дмитрук явно нервничала, пока писала. Этому свидетельство те ляпы, какие я указал. Она ж не ахти какая поэтесса**. От волнения же она не исправила ляпы. И опубликовала. Правильно сообразив, даже когда потом ляп-другой осознала по холодном размышлении, что пусть остаются свидетелями её искренности.
Что она не ахти какая поэтесса, в том числе и не очень умная, можно проверить по любому другому стихотворению, например, любовному. Берём первое попавшееся.
А у Киева твоП очи.
Ясний погляд дніпрово-синій.
Знаєш, в Києві літні ночі
повні меду, як вишні спілі.
.
Повні шалу (безумия) його коханки,
їх вуста соковито стиглі (спелые)
посміхаються на світанку
у пом’ятих постелях білих.
.
Посміхаються в білих квітах,
у садах і зелених парках,
де цілують несамовито… (неистово)
Вміє Київ кохати палко.
.
Вітер листя його лоскоче,
вітер в серці здіймає хвилі…
Київ має усе, що хоче.
Тут збуваються усі мрії.
.
Ви із Києвом трохи схожі.
Ви, неначе з одного тіста.
Усміхаються перехожі
на просторих бульварах міста
.
Усміхаються. Сонце ллється
з вікон, з серця, з очей – і з неба.
Київ радісний, він сміється –
що для щастя іще тут треба?
.
Знаєш, в Києва твої очі.
П’янкий погляд дніпрово-синій…
А у Києві літні ночі
повні меду, як вишні спілі.***
Смотрите.
1) Как-то слишком литературно – сравнивать любимого с городом, пусть и тоже любимым.
2) Как-то странно, начав с описания достоинств своего любимого, тут же переключиться на воспевание
всех девушек города.3) Нелепо образ киевлянок заявлять именем Киев, мужского рода.
4) Зачем переход на вы? Это продолжение похвал киевлянкам? Во множественном числе… О своём любимом лирическим “я” забыто?
5) Может, вообще, это хвала не любимому, а себе, раз сравнивается в Киеве нечто, имеющее отношение к губам: "у Києві літні ночі / повні меду, як вишні спілі”? То есть это самохвальство женщины-нарцисса, маскируемое воспеванием киевлянок. – Тогда упрёки №2 и 4 снимаются.
Но остаются остальные.
Анастасия Дмитрук знает, что она красивая, и это так ей кружит голову, что, самовыражаясь об этом, она не способна замечать сделанные огрехи.
24.08.2023.
**
- Умение писать стихи не обязательно сочетается с мудростью... Не стоит анализировать посредственные стихи не окрепшего умом человека...- Ссылаюсь на авторитет Вейдле:
"…единственный смысл большинства русских, как и французских или английских, стихов недавнего времени заключался в том, что их совокупность образовывала органическую среду, питательный бульон, необходимый творчеству нескольких больших поэтов…
Не раз за последние сто лет память о лучших временах внушала попытки вернуться к ясно очерченной поэтике, к такой одновременно строгой и гибкой системе стихотворного мастерства, принятие которой позволило бы каждому, хотя бы и скромному таланту найти свое место, исполнить свое призвание, подобно тому как это было дано стольким современникам Ронсара или Малерба, Мильтона или Пушкина” (
https://predanie.ru/book/73253-umiranie-iskusstva/).24.08.2023.
***
- Последнее стихотворение очень красивое на мой взгляд.- Это опять потому, что оно искреннее. Оно музыкальное. - Почему? - Потому что не изображает Киева, хоть, вроде, о нём разговор. Я походил, было дело, по Киеву. Немного его знаю. Так, если от слов "дніпрово-синій" я ещё вижу себя на высоком берегу Владимирской Горки смотрящим на излучину Днепра внизу, то то, что это - прилагательное к слову "погляд" лишает представляемое материальности. То же - повсюду. "ночі повні меду" это больше не то, что видит глаз, а что чует нос, как бы опять нематериальное. Но и не залёт в область духа, а как бы в гармонии находишься души и тела - из-за того, что этот запах связан с материальными мёдом и вишнями.
22.09/2023/.
На главную страницу сайта |
Откликнуться (art-otkrytie@yandex.ru) |