С. Воложин
Дюрер. Четыре апостола
Художественный смысл
Занеслась реформистская догма. |
Неужели это открытие?
Вы, читатель, меня проверите. Мне кажется, что я сделал открытие.
Оно связано со словами Флоренского:
"…в этом диптихе головы двух позади стоящих фигур больше, нежели у стоящих спереди, вследствие чего сохраняется основная плоскость греческого рельефа, хотя фигуры и не расставлены в этой плоскости. По справедливому замечанию искусствоведа, “очевидно, мы имеем тут дело с так называемой “обратной перспективой”, согласно которой задние предметы изображаются больше передних”” (http://philologos.narod.ru/florensky/fl_persp.htm#b42).
И Флоренский даёт ссылку на "А.А. Сидоров, “Четыре апостола” Альбрехта Дюрера и связанные с ними спорные вопросы. П., 1915 (отд. оттиск из “Записок Классического Отделения Императорского Русского Археологического Общества”), стр. 15” (Там же).
Я представлю лишь фрагменты диптиха, лица, в порядке, как на диптихе. Слева направо.
Иоанн и Пётр. 1526.
Марк и Павел. 1526.
Так открытие состоит в том, что только лицо в глубине стоящего Петра больше лица впереди стоящего Иоанна. А лицо позади стоящего Марка НЕ БОЛЬШЕ лица впереди стоящего Павла. – Посмотрите сами. Трезво. Без самовнушения.
Но самое главное, что это соответствует тому, как я когда-то понял этот диптих, исходя из того, что в 1524-1526 годах шла в Германии Крестьянская война, затеянная в последнем итоге Реформацией. С сотнями тысяч убитых:
"Перед нами занёсшиеся в новообразовавшейся реформистской догме. И усомнившиеся. Первые смотрят в открытое Евангелие. Вторые закрыли и задумались”.
Так вот мистика позитивного отношения к Евангелиям подкреплена обратной перспективой, а критичность к ним – отсутствием этой мистической обратной перспективы.
Аж лёгкий страх охватывает, если я прав. Всё-таки без 6 лет 5 веков смотрят люди на диптих. И что: я первый это заметил?
29 июля 2020 г.
Натания. Израиль.
Впервые опубликовано по адресу
На главную страницу сайта |
Откликнуться (art-otkrytie@yandex.ru) |