С. Воложин
Демьянов. Картины
Художественный смысл
У Демьянова – идеал барочного типа. |
Несколько догм
Необходимо начать с себя.
У меня есть товарищ. Соученик с 4-го класса. 70 лет, получается, мы с ним знакомы. Он совершенно чурается искусства, а тем более – искусствоведения. Тем не менее, я считаю его подпадающим под мою догму, что ему должно нравиться прикладное искусство. В частности, живопись, выражающая радость жизни. Как факт, он пришёл ко мне в гости, когда я начал рассматривать картины Юрия Демьянова. На экране была первая репродукция сайта.
Демьянов. Сквозь солнце. (Цена по запросу) 2017.
Я закричал товарищу: “Смотри, какая прелесть!” И он послушно согласился, усаживаясь на стул рядом со мной. Он приехал на меня посмотреть (полгода не виделись), а не рассматривать картинки. Но он-то человек душевный, а я - духовный, то есть в некотором смысле бездушный. Я рыскаю каждый день, как голодный волк, ищу, что бы мне такое недопонятное найти, чтоб его понять и написать, чтоб объяснить другим, соглашающимся, и что им что-то недопонятно, и что стоит объяснение почитать.
Так вот он согласился со мной, что картинка – прелесть. И я смею думать, что описанная выше одна из моих догм подтвердилась.
“Представляешь, - говорю ему я, - а у меня – досада: мне с этой картинкой нечего делать”. – Он вопросительно поднял брови (он старательно избегает со мной говорить об искусстве и ничего обо мне с этой стороны не знает). Но я воспользовался тем, что к третьему товарищу мы сегодня не пойдём (тот лечится), и сел на неприятную ему тему. – “Я ведь занимаюсь тем, что объясняю картину тем, кто её не понимает. А вот в такой - объяснять нечего. Всем и без меня ясно, что она выражает радость”.
Благо (на безрыбье и рак рыба) я вскоре нашёл у Демьянова недопонятность, и вот - статья о том.
Когда мы дошли до такой репродукции,
Демьянов. Дыхание весны. (Цена по запросу) 2017.
он ткнул пальцем в откос оврага, что слева и в то, что под поручнями, и спросил: “Что это?” – “Под поручнями высокая такая балка моста, а под ним трава на откосе оврага”. – “Трава?” - не согласился мой товарищ. – “Ну а что? Глина?” –“Не знаю. А на балку я подумал, что это вода”. – “Вода вон”, - и я ткнул в синее внизу, перпендикулярное мосту.
Это был первый звоночек. О неподробности письма.
А подробность – по другой моей догме – есть выражения приятия художником действительности. (За исключением гиперреализма, оговорюсь для совсем-совсем посвящённых.) И, строго говоря, недопонятно, как для выражения радости можно было Демьянову побрезговать подробностью. Но это до меня тогда ещё не дошло.
Дошло здесь.
Демьянов. Натюрморт. (Цена по запросу) 2016.
Края-то яблок не резко нарисованы!
Демьянов всюду рисует не пейзажи и натюрморты, а – сияние воздуха.
А это – штука нематериальная.
(Товарищ мой, материалист, вскоре ушёл, а я принялся раздумывать, что бы нерезкость значила.)
И подумал, что это всё у автора, если и произведения прикладного искусства (призванные усиливать знаемые переживания – всегда радости – у Демьянова), то они на грани с неприкладным, выражающим подсознательный идеал – у Демьянова – идеал барочного типа (соединение несоединимого: вещей и света вокруг них).
Особенно это видно на всяких ослепительностях.
Закат у ручья. 2016.
Аж течение ручья чувствуется (материальное). В то же время ручей и снег чудно святятся (нематериальное).
Зимний этюд. 2016.
Это вам не Борелли,
у которого даже в дымке удалённой горы чувствуется именно материальная радость. Открыточный вид.
У Демьянова любое захолустье ценно… сиянием.
25 октября 2017 г.
Натания. Израиль.
Впервые опубликовано по адресу
http://newlit.ru/~hudozhestvenniy_smysl/5929.html
На главную страницу сайта |
Откликнуться (art-otkrytie@yandex.ru) |