Дейнека. Стахановцы. Художественный смысл.

Художественный смысл – место на Синусоиде идеалов

С. Воложин.

Дейнека. Стахановцы.

Художественный смысл.

Мещанство.

 

Аутизм в живописи

Я наблюдал маленького аутиста. Мама затянула его в гости к соседке по лестничной клетке. У той была девочка такого же возраста…

Нет, надо быть писателем, чтоб описать, как этот несчастный натягивал на себя весёлую общительность.

Вот таким же мне представляется Дейнека. Всё ему в Советском Союзе не по душе. Ну всё! Ну абсолютно! Я целых полстатьи написал когда-то об этом (см. тут).

А его таким никто не понимает…

И вот я наткнулся, как его вещь одну полностью отождествляют с произведением настоящего соцреализма, так называемого, с помпезным стилем страны построившей социализм (так называемый) в основном и потому страны исключительной доброты и оптимизма.

Ефанов, Пластов, Бубнов, Одинцовым, Нисский, Шмаринов, Крайнев, Гапоненко, Ротовым и др.

Знатные люди Страны Советов, 1939. 1100x1700.

(Тут масса реальных знаменитостей. При всей крохотности лиц на репродукции я различаю Чкалова – человек в галифе – и Джамбула – человек в тюрбане и с белой длинной бородой.)

При всей неестественности того, что могут эти люди собраться и идти куда-то (предполагается символ, что они идут к следующему этапу построения социализма в одной стране), походка у каждого совершенно естественная. Я только одну натяжку вижу. – Центральный в белом костюме затенён справа (для него), тогда как идущий рядом с ним человек справа его не обогнал нисколько и не может отбрасывать такую большую тень на этот белый костюм. Тем более, что освещающее процессию солнце находится как бы за спиной зрителя. – Но настроение политического единства передано замечательно. Достаточно просто знать, что в самом деле было такое время всеобщего энтузиазма, и – его узнаёшь. Люди и в самом деле в большинстве своём тогда думали, что в основном построен социализм, их недавняя мечта, и естественность шага это выражает.

У Дейнеки в подобной вещи естественности нету*.

Дейнека. Стахановцы. 1937.

По-моему, ноги третьей слева физкультурницы идут в разном направлении. Все, кто слева на картине, идут в направлении юго-юго-запад (если считать югом направление к нам). Её правая нога так и идёт. Но левая – словно на запад идёт. – Это потому, что голень у неё более наклонена, чем у двух левых (глядя от нас).

У крайнего слева (от нас) мужчины голени кажутся очень короткими. Что-то ещё у него неуловимо неправильное. Третья справа в переднем ряду женщина идёт раскорякой. Дейнека сделал так, что люди расходятся по радиусам: левые идут чуть влево, правые – чуть вправо, второй слева в переднем ряду идёт прямо на нас. Так у той женщины её левая нога идёт прямо на нас, а её правая нога идёт правее нас.

Есть какая-то жутковатость в том, что идущие на нас люди так приближены к нам.

Кроме башни Кремля всё какое-то не вполне существующее – настолько ненасыщенные цвета применены для всего, что не башня Кремля. Приходят в голову разоблачения либералов, что стахановские рекорды производительности получались от подлога в виде специальных условий работы, организованных для стахановца во время фиксации рекорда.

Как-то странно, что Дворец Советов (символизирующий победу социализма) в 1937 году подаётся как уже построенный, тогда как "Фундамент дворца был завершён в 1939-м” (Википедия).

Неуютная какая-то картина. Как недобрая сказка.

10 июля 2022 г.

Натания. Израиль.

Впервые опубликовано по адресу

https://dzen.ru/a/YsqlAuVn9lbKP6Wa

*- Наверно, это у него личный стиль такой: неестественностью выражать своё, в общем, “фэ” социалистическим, мол, достижениям, мол. – Такая мысль возникла от просматривания картин, дескать, соцреализма, когда я наткнулся на Дейнеку.

Дейнека. Кoлхозница на велосипеде. 1935.

Ну в самом деле: “возросшие колхозные культурные потребности”… Сарказм же! Ну не кстати она попёрлась на велосипеде не то, чтоб в такую даль, а, зная, какие крутые подъёмы ей придётся преодолевать. – То-то такую ненасыщенность цвета предназначил ей Дейнека. То-то в такой тупик загнал: ей же некуда ехать в пространстве картины.

Я, соответственно, и такую картину

Дейнека. Ода весне. 1927.

склонен считать выражающей негатив. – Ведь почему ступней не видно? – Потому что они шли (и только приостановились, вот) по ого какой круче. И умаялись.

27.04.2023.

На главную
страницу сайта
Откликнуться
(art-otkrytie@yandex.ru)