С. Воложин
Дебюсси. Лунный свет
Художественный смысл
Ничего не происходит. Можно долго без мыслей смотреть, как на огонь или текущую реку. |
Потуга
Пусть будет без вступления.
Вы, читатель, возьмите, включите звучание “Лунного света” (1890) Дебюсси (например, тут). И читайте следующие теоретические рассуждения.
"Речитатив – это вокальная форма в музыке, не подчинённая ритму и мелодии” (http://fb.ru/article/226439/po-m-ili-govorim-chto-takoe-rechitativ-v-muzyike).
А речитация – это исполнение речитатива (Викисловарь).
В музыкальной же энциклопедии на “Импрессионизм” написано:
"…вок. миниатюра с преобладанием сдержанной речитации” (http://endic.ru/enc_music/Impressionizm-2943.html).
Как факт, вы именно это и слышите. Некую неорганизованность. Не полную, с явными повторами, но всё же.
Это соотносится с мнением, что импрессионист вдохновлён идеалом абы какой жизни. Пусть и серой. – Пожалуйста, какое название: ориентирует не на мрак и не на ослепительность.
"…избегаются острые конфликты, глубокие социальные противоречия” (Муз. энциклопедия).
И тут. Ничего не происходит, а не скучно. Как можно долго без мыслей смотреть на огонь или текущую реку, так можно следить, как лунный свет что освещает или оставляет не освещённым.
В ссылке, которую предложил я, даётся изобразительная параллель. С драматизмом, с отбиванием Арлекином у Пьеро Коломбины. С горем Пьеро и сочувствием этому горю чуть не всего окружающего. В том числе и лунного света. И… с пошлым (?) счастливым концом: Коломбина вернулась, и они, счастливые, пошли… на Луну, которая за время действия из месяца превратилась в полную луну.
На самом же деле, по впечатлению от собственно музыки, никакой драмы нет. А есть – гедонистическое отношение к жизни вообще. (Мне тут пришлось перефразировать музэнциклопедию: отказаться от “восторженно” и добавить “вообще”.) – Я ж провожу идею ценности абы какой жизни (что не общепринято, но я настаиваю).
А вы, читатель, всё повторяйте и повторяйте звучание мелодии, пока это вот читаете.
"…иск-во сдержанных эмоций и прозрачной скупой фактуры” (Музэнциклопедия).
Ну правда, нет же ни особой виртуозности, на впечатляющих аккордов. Всё среднее. И темп, и громкость…
""Слушая импрессионистов-композиторов, вы по преимуществу вращаетесь в кругу туманных переливчатых звучаний…”” (Каратыгин. Музэнциклопедия).
Как будто на лунную дорожку на воде смотришь. А на воде той крохотные волночки от слабых порывов ветерка. От которого листья колышутся, и их тёмные колеблющиеся силуэты видны на светящемся от луны влажном воздухе. Не туман, но и не полная ясность, вызывающая контрастность.
Никаких крайностей!
Можно остановить музыку.
Можно угадать, почему иллюстратор нарисовал сценки и комедии масок. Арлекин – он из Бергамо. А “Лунный свет” часть “Бергамасской сюиты”. Про неё неизвестно, почему она так названа. Но иллюстратор не задумывался: комедия – весело. А в сюите, если и привлечено весёлое, то для отталкивания к грустному.
На музыку “Лунный свет” Верлен написал стихи с грустинкой. Вот один из вариантов перевода Сологубом:
С изысканно-убранным садом Сравнил бы я душу твою. Я вижу в нём масок семью, Прикрытую чудным нарядом. С собой они лютни несут, Одеты красиво и пышно, Но смеха меж ними не слышно, Хоть пляшут они и поют. О том, что любовь побеждает, Что есть беззаботные дни, Поют беспрестанно они, Но песня их грусть навевает. |
Можно, собственно, и в иллюстрациях увидеть что-то нерадостное даже в самых счастливых моментах. – Вот Коломбина увлечена Арлекином и уходит с ним.
Но такая мрачная туча висит над ними…
Где-то о том говорит и социальный взгляд.
Все революции XIX века в Западной Европе потерпели поражение. Но каждая всё больше освобождала буржуазию. Сперва среднюю, потом мелкую. И сам капитализм становился всё более переносимым. Бедность оставалась. Голодали иные создатели стиля импрессионизма. Но! Жить можно и абы как! И даже радоваться. Что-то вроде смеха сквозь слёзы. И даже тоньше. До невыразимости словами. Что заставляет уже заподозрить след подсознательного идеала этакой мизерности. И тогда вещь достойна названия художественной. А не просто с эстетической ценностью (ту может иметь даже иной камень).
Я это всё написал, чтоб возразить авторитету, которому грех и опасно возражать. Уж очень он пронзительно убедителен всегда.
"…вместо музыки получилась у него мозаика… Характерно, впрочем, что… музыка Дебюсси и его школы — сама с небывалой смелостью разрывала эту временную ткань, заменяя ее сопоставлением отдельных, пленительно звучащих музыкальных сгустков, т. е. как раз и превращала музыку в мозаику. Музыка Дебюсси — прерывистая последовательность музыкальных метафор… не… из сплошной светящейся массы, а распадается на ряд параллельных молний, искусно, но все же искусственно связанных одна с другой” (Вейдле. Умирание искусства. https://predanie.ru/veydle-vladimir-vasilevich/book/73253-umiranie-iskusstva/).
Вейдле против аритмичности амелодичности.
Для меня это образ абы какой, пусть самой мизерной, жизни. И я согласен ценить автора по его законам. Ну есть такая, мещанская, маленькая, жизнь. Почему надо – пока находишься под магией произведения – не отдаваться во власть автора? Ну у тебя, Вейдле, другой идеал (наверно, христианский, страстный, вопиющий против бед Этого мира и уповающий на великое – на бестелесное Царство Божие на небе). Но не думай, что такой (или подобно великий) идеал только и способен рождать искусство, а другие только умиранию его способствуют.
Я понимаю. Он натерпелся. От большевиков, врагов христианского идеала. А те на научность уповали. И Вейдле в Просвещении видит убийцу искусства. И много что справедливо осудил за оскудение. – Но не надо ж и перегибать…
11 июня 2018 г.
Натания. Израиль.
Впервые опубликовано по адресу
http://newlit.ru/~hudozhestvenniy_smysl/6085.html
На главную страницу сайта |
Откликнуться (art-otkrytie@yandex.ru) |