С. Воложин
Давид. Клятва в зале для игры в мяч
Иллюстративный смысл
В эскизе гармонию выразил – столкновением низкого (наготы) с величественными, одухотворёнными позами. |
Это и значит – вчитывать?
У меня есть некие убеждения. С ними я подхожу к неоконченной картине Давида “Клятва в зале для игры в мяч” (1791).
Быстро становится известно, что это именно неоконченная картина, и вплывают во внимание предварительные эскизы.
И возникает вопрос, с какой это стати надо в эскизе набрасывать людей обнажёнными? Нет, даже не набрасывать, а довольно подробно их наготу прорабатывать?
Про лица – вопрос не возникает. Давид групповой портрет писал.
Так почему обнажённые?
Мне что известно? Что изображён первый случай противопоставления третьего сословия – остальным (дворянству и духовенству) и королю в Великой французской революции. С этого как бы начался капитализм. Он-то начался раньше в Англии и Нидерландах. Но то были какие-то частные случаи. А с Великой французской феодализм в основном всюду пал.
А как для меня начинался капитализм? Точнее реставрация капитализма в России. – С догадки, что к этому ведёт Горбачёв. И когда я высказал своё предположение одной знакомой (впервые, кажется, я это высказал ей) – она мне ответила: “Хоть наедимся, наконец”.
Она для меня была воплощение мещанства, её муж – воплощением предательства коммунистов по отношению к коммунизму. Последовавшие события в стране сопровождались – мне это было особенно видно, так казалось мне – страшным падением культуры. Так что убеждением моим, с которым я подошёл к Давиду, было что капитализм – это интересы на уровне пояса и ниже. И эти убеждения перед эскизом вспомнились.
Поэтому я очень скоро вчитал Давиду идеал гармонии низкого и высокого (тип идеала, точнее). И образом низкого представилась мне обнажённость персонажей. Как при Высоком Возрождении. Тип идеала повторился. А это – моя излюбленная идея.
Первым сословием при феодализме считалось духовенство (дух превыше всего), вторым – дворянство (честь – тоже высокая субстанция), а третье (остальные) были без высокого. У них – идеалы на уровне и ниже пояса.
И вдруг эти низшие решили, что ценность – гармония. Возвысились с прежнего состояния. И страшно возгордились.
Давида это, может, и не вполне осознанно очень вдохновило. Вот он в наброске эту гармонию и выразил – столкновением низкого (наготы) с величественными, одухотворёнными позами.
В одеждах набрасывать – нет такого пафоса: гармонии. В одежде – только высота остаётся. А это плоско.
Наброски всегда больше выдают замысел, чем сама картина.
Наверно, хорошо, что картина осталась незавершённой. Она ж – просто иллюстрация знаемого: первое возвышение третьего сословия. Околоискусство, а не искусство. И – ложь, что капитализм – возвышенный строй общества. Что он – низменный, разоблачает теперешняя эпоха Потребления. Но разоблачение это – только для взгляда извне. Для самих прокапиталистов это – строй гармонии, строй, считающий низкое – высоким. Как в словосочетании “высокая мода”.
19 января 2015 г.
Натания. Израиль.
Впервые опубликовано по адресу
http://www.pereplet.ru/volozhin/279.html#279На главную страницу сайта |
Откликнуться (art-otkrytie@yandex.ru) |