Памяти Гия Канчели.
С. Воложин
Данелия. Канчели. Мимино. Фильм. Песни
Художественный смысл
Ницшеанство. |
От отчаяния
Раз Данелия – для меня, по крайней мере, - в фильмах “Я шагаю по Москве”, “Афоня”, “Настя” (см. тут, тут, тут, ) оказался ницшеанцем, то надо проверить, не такой же ль идеал двигал им и в “Мимино” (1977).
Пишу это в день смерти Гия Канчели, написавшего песни для этого фильма.
Фильм начинается с такой песни:
Приходит день, уходит день Один из тыщи. Чего мы ждём, о чём грустим, Чего мы ищем? Кто в поле, кто в небе, кто в море. Себя мы ищем, мы ищем себя.
Лететь дождю, гудеть ветрам, шуметь погоде. Скажи, зачем, скажи куда мы все уходим? Уходим из детства, из дома, от старых сказок, от прошлых себя. |
Это композитор так расщепил стихи. И это – образ мгновений, абсолютная преходящесть которых, каждого, – щемящая. И в этом – от противного позитивный – образ негативного, иначе чем созданием образа, принципиально недостижимого метафизического иномирия.
Жизнь устроена плохо: в ней есть смерть. Смерть не только организма, но и каждого мгновения, организмом воспринимаемого.
Жизнь устроена очень плохо: наличием в ней суеты.
Вот она и начинается сразу после того, как отзвучит песня – оглушительное тарахтение вертолётного двигателя. Более того – вертолётом крестьяне упросили везти овец. В вертолётное окно зевает лохматая собачонка. Ноев ковчег какой-то.
И – пленительной красоты Грузия: на переднем плане плоская площадка с почти выгоревшей от солнца давно некошеной травой – ультрапровинциальный аэродром, на втором плане почти отвесная гора, как баранья шерсть, покрытая тёмно-зелёным лесом в воздушной перспективе, на заднем плане такая же гора, каждая всё дальше, лесисты горы, всё более и более бледнеющие от той же воздушной перспективы, переходящие вверху в голубое небо, отграниченное от земли цепочкой снегового хребта. – Вечность! И красота. Рядом с которыми этот быт, крестьян и пилота, – смешон.
И – опять полное удовлетворение оттого, что это – образ опять его, метафизического иномирия.
Вот из переходов от образов иномирия к противоположной ему суете и обратно и состоит фильм.
В этой двухминутной капле чувствуется вкус всего моря-фильма. – Дальше можно не анализировать.
А тут всё перемежается с юмором на каждом шагу. И создаёт обманчивое впечатление, что это комедия.
"- Лалико!
- Ы.
- Лалико, восемь было. Один баран куда делся?
- А себя ты посчитал?
- Нет.
- Так восемь это вместе с тобой было.
- О (удовлетворённо кивает головой, поворачивается к пастухам овечьего стада – оно тоже на аэродроме – к которому привезли на вертолёте этих восемь). Восемь это вместе со мной было”.
Ну где тут заметить, что это – очень горькое и мудрое произведение. Нечего, мол, суетиться.
3 минуты 10 секунд.
И дальше лётчик по прозвищу Мимино, приняв на борт новый груз, летит по назначению среди гор-красот, а за кадром – бездумная песня, образ счастья в минимализме, единственном конкуренте метафизического иномирия как идеала.
Как же не петь мне - небо бессонно, ирис в долине, в счастье и в горе песня поддержит и не покинет. Как же не петь мне - маки и розы в ярком цветенье, Песня мне светит, путь освещая, как же без пенья.
Птичка, птичка, птичка-невеличка я Птичка, птичка, птичка-невеличка я
Пусть моя песня будет подарком небу и людям Сладкую память - память о детстве песня пробудит Старость увижу - песня откроет дальние дали С ритма собьется сердце, ответив тихо печали.
Птичка, птичка, птичка-невеличка я Птичка, птичка, птичка-невеличка я
С этой песней я начал разговаривать. Как говорят, в конце жизни поет лебедь, С песней умру, чего мне желать еще больше.
Песню мою научили парить добрые птицы Песнею жив и мне никогда не измениться. Жизнь завершится - уйду я навек в доброе небо и с песней умру - что прекраснее? - так же, как лебедь.
Птичка, птичка, птичка-невеличка я Птичка, птичка, птичка-невеличка я |
А как кончается фильм?
Вот ослепительная стюардесса Лариса Ивановна попросила у него извинения (сестра её вечно ухажёров её разыгрывает). Предложила позвонить, когда он будет в Москве. Он расплылся в улыбке. “Позвоню”. Простил. Летит вторым пилотом на международном авиарейсе. До него доходит, что он будет одним из многих у Ларисы Ивановны. (Это понимаешь потом, когда он срывает зло на стюардессе, выйдя напиться воды – так ему нехорошо сделалось).
"- Что это вы на меня кричите? Когда это я вам замечания делала?
- Катя, Катюша! Ну извините меня, пожалуйста. Я не хотел. Так получилось.
Ну что сделать, чтоб вы меня извинили? Хотите, с самолёта выпрыгну?
- Нет. Не хочу.
- Ха (отходит, поворачивается к ней, шёпотом). А я хочу”.
И тот же, что в начале, кадр ослепительной красоты горного аэродрома с вертолётом над ним, с его лохматой собакой в вертолётном окне. И крохотные с высоты, бегущие на встречу ему, привезущему им кино, сельские мальчишки. И – песня о птичке.
Зачем-де вся эта суета?
Иномирие, минимализм – какая разница?..
3 октября 2019 г.
Натания. Израиль.
Впервые опубликовано по адресу
http://newlit.ru/~hudozhestvenniy_smysl/6360.html
На главную страницу сайта |
Откликнуться (art-otkrytie@yandex.ru) |