Чекмарёв. Где я? Что со мной? Прикладной смысл.

С. Воложин.

Чекмарёв. Где я? Что со мной?

Прикладной смысл.

Исторический оптимизм.

 

Чекмарёв

Трус я? Или просто неистребим во мне индивидуализм?

Смутно помню… Пионерский лагерь. Впервые в жизни. А я – маменькин сынок. Остался без мамы. И вот пионервожатая прочла про подвиг Александра Матросова и спрашивает нас: “А ты б так смог?”. – А я не привык врать взрослым, и стыдно признаться, что не смог бы – страшно. Я ж воспитан в мещанской семье. Отец не воевал. Войны я не видел. Удрали. И я так и стал по жизни мещанином с немещанским идеалом коммунизма. И устроился, как без героизма всю почти жизнь служить ему, при котором люди будут жить по преимуществу неприкладным искусством.

И если каким-то чудом чужой для советской власти Чекмарёв влюбляется в коммунизм как в идеал и готов, - по природе какой-то немещанской, не известно, откуда взявшейся, - готов самоотверженно этому идеалу служить… Причём, когда сама советская власть неумолимо ежедневно перерождается в несоветскую (без совета с народом действуют начальники, а только всё больше и больше прикрываются лозунгом коммунизма)… То что есть продолжающееся чекмарёвское бегство вперёд? Полностью соответствующее поведению миллионов комсомольцев. Не замечающих перерождения власти.

Или его страсть – от умалчиваемого замечания.

В первом случае – это гражданский романтизм, детский оптимизм насчёт скорой победы. Во втором – трагический героизм, ещё более детский от отчаяния, но с нотками предчувствия нехорошего финала (как у Высоцкого большей части его творчества).

В первом случае идеал осознаваем, во втором – нет. В первом случае перед нами произведение прикладного искусства (о знаемом). Во втором – неприкладного (о незнаемом, чуемом только).

Когда нижеследующее стихотворение Чекмарёва обрывают на половине, получается второе, а когда читаешь его полностью – первое.

Где я? Что со мной?

 

Ты думаешь:"Письма

В реке утонули,

А наше суровое

Время не терпит.

Его погубили

Кулацкие пули,

Его засосали

Уральские степи.

.

И снова молчанье

Под белою крышей,

Лишь кони проносятся

Ночью безвестной.

И что закричал он -

Никто не услышал,

И где похоронен он -

Неизвестно".

.

.

Товарищ! Не верь же

Вороньему карку,

Отбрось ворожеи

Седые приметы.

Купи на Кузнецком

Уральскую карту,

Вглядись в разноцветные

Миллиметры.

.

Возьми прогляди

Оренбургскую ветку.

Ты видишь, к востоку

Написано:"Еткуль".

.

Написано:"Еткуль",

Поставлена точка.

И сани несутся,

Скрипя полозьями,

И вьюга махнула мне

Белым платочком, -

Мы стали тут с нею

Большими друзьями.

Как произведению в стиле гражданского романтизма к стихотворению относятся слова Плеханова:

"…так называемый утилитарный взгляд на искусство, то есть склонность придавать его произведениям значение приговора о явлениях жизни и всегда его сопровождающая готовность участвовать в общественных битвах, возникает и укрепляется там, где есть взаимное сочувствие между значительной частью общества и людьми, более или менее деятельно интересующимися художественным творчеством” (Плеханов. Литература и эстетика. Т. I, М., 1958. С. 144).

Соответствен и стиль: "Купи на Кузнецком / Уральскую карту”, “Возьми прогляди / Оренбургскую ветку. / Ты видишь, к востоку / Написано:"Еткуль".”

А поэтизмов мало и не впечатляют: "разноцветные / Миллиметры”, “И вьюга махнула мне / Белым платочком”.

Художественной ценности лишённое подсознательного идеала не имеет, только эстетическую.

А к первой части, будь она без продолжения, относится другая цитата из Плеханова же:

"Склонность к искусству для искусства возникает там, где существует разлад между художниками и окружающей их общественной средою” (Там же. С. 139 ).

Соответственно тут есть строки, заставляющие замереть:

 

И где похоронен он -

Неизвестно

Это скопление "н” и “о”… И эта пауза… – Жуть. – Для индивидуалиста. Он же пожил и ничего от него не останется после смерти. Не то, что коллективист – дело его коллектива останется.

В предисловии в книге 1982 года, когда до краха СССР оставалось только 9 лет, в предисловии ограничились цитированием только первой половины стихотворения. И – причитания, причитания…

Он бы не одобрил.

2 августа 2021 г.

Натания. Израиль.

Впервые опубликовано по адресу

https://zen.yandex.ru/media/id/5ee607d87036ec19360e810c/chekmarev-6107f686be4d6e3d436231f1

На главную
страницу сайта
Откликнуться
(art-otkrytie@yandex.ru)