С. Воложин.
Чехов. Жизнь прекрасна! (Покушающимся на самоубийство).
Художественный смысл.
Ницшеанство. |
Предатели России. Второй заход
Тысячи россиян уехали из страны после начала военного конфликта с Украиной. Заголовок в СМИ |
Я получил такое письмо от человека, которого пытаюсь спасти от предательства России (это ответ на предложение, т.к. война, а ты-де глупый, то советую тебе не искать и не воспринимать информацию врага):
"Хотелось бы быть ЗА. При этом понимая ЗА ЧТО....”.
Я ему ответил, что весь предательский потенциал в этих словах. За Родину! За что…
И вспомнилось мне крылатое:
"Если жена тебе изменила, то радуйся, что она изменила тебе, а не отечеству”.
Кто что, а я понимаю в этой шутке, как, говорят про каждую, что в ней есть зерно правды.
Это зерно в том, что в менталитете русских (возможно из-за равнинности России и незащищённости природой от врагов) есть черта такая – государственность.
Надо, чтоб люди были в принципе непобедимыми, раз природа не защищает. А всё остальное человеческое – меньше этого.
И камней нет, не из чего несокрушимые крепости строить в России.
Ещё вспоминаются где-то воспринятые слова Суворова об Италии, дескать, насколько много в ней крепостей, настолько много Италия покорялась врагам.
Но та шуточная фраза, я думаю, зажила отдельной жизнью от её автора, А.П. Чехова.
.
Прежде, чем писать дальше, я узнал, когда был написан рассказ, в котором есть цитируемая фраза – “Жизнь прекрасна! (Покушающимся на самоубийство)”, 1885, и когда у него случилось кровохаркание – в 1884-м. Он тогда учился на последнем курсе мединститута и знал: "Чахотка в XIX веке убивала 95% больных в течение трех лет после заражения” (https://doc-tv.ru/articles/eto_tak_pustyaki_pochemu_anton_chekhov_byl_tuberkuleznym_dissidentom).
Тот факт, что он бодрился и не признавал у себя чахотки, раз он ещё не умер, я намерен игнорировать и считать, что болезнь определила его подсознательный идеал ницшеанца: мир настолько плох, раз в нём есть смерть и вообще законы природы и общества, что впору бежать из Этого мира в принципиально недостижимое метафизическое иномирие – бежать способом дать образ этого иномирия.
Для вещи “Жизнь прекрасна!” образ иномирия впрямую не дан. Тут в каждой строке – насмешка над безнадёжностью как-то противостоять Негативу. А насмешка предполагает наличие основания у насмехающегося (у образа автора).
В тексте по отдельному негативу распределено для каждой красной строки. Их 11. С анафорами "Когда” (4 штуки) и "Если” (5 штук). Чтоб спрятать их напор повествователь тасует (с двумя одинаковыми глаголами "Радуйся”): К – К – К – Е – Р – Е – Е – Р – К – Е – Е. И 12-я (и последняя) красная строка: "И так далее...”. – Это – образ дурной бесконечности. В математике называемой потенциальной. Смысл: всегда можно сделать ещё один шаг. Смысл – с негативной аурой непереносимой скуки.
Так какое может быть основание у повествователя насмехаться над этой нудотой? – Скачок (если математически) в актуальную бесконечность. В которой, как доказал Кантор лет 10 до того, с бесконечностями можно обращаться как с обычными числами (складывать, например). – Нет от актуальной тех отрицательных эмоций, что от потенциальной бесконечности. Иномирие. – Вот это и был подсознательный идеал Чехова. И образом его было, например, преодоление однообразия в анафорах.
.
И патриотизм, Родина, верность отечеству – всё это было подсознательному идеалу Чехова до лампочки.
Но фраза-то зажила отдельной жизнью. И в ней Родина и всё такое – наоборот: не до лампочки.
.
Фраза эта не режется с бытующим неверным мнением о Чехове-писателе, будто бы не отличающемся от Чехова-в-жизни: филантропа, гуманиста и доброго человека. Такое бытование – есть хвост от пред-, пост- и просто советского освоения Чехова как будто бы критического реалиста (что есть ошибка).
6 апреля 2022 г.
Натания. Израиль.
Впервые опубликовано по адресу
На главную страницу сайта |
Откликнуться (art-otkrytie@yandex.ru) |