Бугаёв А.Р. Памятник освободителям Риги. Прикладной смысл.

С. Воложин.

Бугаёв А.Р. Памятник освободителям Риги.

Прикладной смысл.

Заработать, если удастся, на модной теме.

 

Действительно ли нехудожественна любая часть

Памятника освободителям Риги

Если б директором был я, я б запретил применять слово “художественность” для произведений прикладного искусства. Только для неприкладного б разрешил. Для такого, в котором есть странные для своего времени детали, которые можно объяснить выражением подсознательного идеала автора. Для произведений неприкладного и прикладного искусства я б разрешил общее им свойство экстраординарности называть эстетическим. И чтоб понимали эстетическое как органическую целостность, то есть когда в любой детали чувствуется идея целого.

Тогда обсуждать Памятник освободителям Риги можно только так: эстетичен он или нет.

Центральная колонна, вроде, имеет органическую целостность.

"Монумент, созданный по концепции художника-архитектора Бугаева, в разрезе представляет собой пятиконечную звезду, пять лучей которой символизируют пять лет героической борьбы с нацистским оккупационным режимом за освобождение Родины” (Википедия).

Пятиконечная звезда являлась символом Красной Армии и пять лет, в течение которых шла война (1941 - 1942 - 1943 - 1944 - 1945), хорошо согласуются друг с другом. Вознесённость звезды символизирует головную светящуюся часть салютного разрыва в небе. Салютуют – при победе. Всё хорошо.

Но так – по идее. Лучистость колонны видна только при смотрении сверху. А колонна имеет высоту 79 м. Снизу лучистость не видна. Тем более, что она осложнена идеей фейерверка в честь Победы – звёзд пять.

Но фейерверк ассоциируется с веером, символом размаха и свободы. Тут же – строгая параллельность. Наверно, подстать Памятнику Свободы в Риге же, где тоже возносятся звёзды (три звезды).

Не способствует пятилучию и основание колонны. Оно то ли треугольное, то ли шестиугольное.

Ненатурализм человеческих фигур, возможно, следование за руками Свободы в рижском Памятнике Свободы. Но здесь они гораздо грубее. Или это считается монументальностью.

Что солдаты делают? Они принесли освобождение от нацизма и мир. – Дело грубое. Их внешняя грубость и соответствуют этому делу. Их монументальность соответствует ценности в веках этого дела.

Но это – при добром отношении.

А сама по себе грубость неприятна.

Корёжение натуроподобия, развившееся начиная со стыка 19 и 20 веков и продолжающееся до сих пор, связано с катастрофическим разочарованием художников у кого – в действительности, у кого – в будущем, а у кого – вообще во всём Этом мире. Так поначалу их очень ругали, и было немыслимо зарабатывать себе на жизнь этой деятельностью, тем более – снискать славу. И так грубили только фанаты художнической честности. Но капитализм сумел и ужасности приспособить, как и прекрасности, для функции быть резервной валютой. И грубить стали и жулики от искусства. Я сам раз нечаянно подслушал откровение своего учителя по изокружку при Доме офицеров. Он был штукарь. Воспользовался тем, что считался освободителем Каунаса, и сделал карьеру на писании картин на актуальные темы. Дело было на его персональной выставке в Доме офицеров. И он сказал товарищу: “Понимаешь, теперь не в моде гладкая живопись”. – Вот такими штукарями, подозреваю, оказались и создатели памятка освободителям Риги.

Несколько менее груба встречающая солдат-победителей Родина. Но как неестественно она их встречает.

Что за простыню она несёт?

Скульпторы – народный художник Латвийской ССР Лев Владимирович Буковский (1910-1984) и Айварс Мартынович Гулбис (1933 г.р.), при участии Леонида Владимировича Кристовского (1923 г.р.). Архитекторы – Эрмен Рейнхольдович Балиньш (1932 г.р.), Эдвин Альфредович Вецумниекс (1935 г.р.) и Виктор Августович Зилгалвис (1929 г.р.)…

Живя в Каунасе в советское время, я обратил внимание, как ловко литовские художники насмехаются публично над советской властью. – Вот это, -

статуя Свободы, посаженной как бы на кол советской властью, - было поставлено в начале Лайсвес аллеи (аллеи Свободы), главной улицы Каунаса, которой вернули это название в 1961 году (был Сталинский проспект). И ничего. Никто не замечал подвоха. – Не сотворили ль подвох латышские деятели искусств и в Риге?

.

Дело это тонкое. Никакого несчастья от нечувствительности к изонасмешке не случается. В Каунасе Свободу на колу не уничтожили теперь, а просто сдвинули с центрального положения на улице на боковой тротуар. Может, надо было в течение 8 лет перед СВО на Украине, попросить Латвию отдать Памятник России? Знали ж, к чему, в общем, идёт. – Не пришлось бы обходить теперь молчанием, что там правы, что никакая часть Памятника не имеет художественной ценности.

24 августа 2022 г.

Натания. Израиль.

Впервые опубликовано по адресу

https://dzen.ru/a/YwY__6mmmB0zwIR4

 

На главную
страницу сайта
Откликнуться
(art-otkrytie@yandex.ru)