С. Воложин
Машков. Дама с фазанами
Художественный смысл
Пробуддизм. |
Лживые бравуры из-за 110-летия выставки “Бубновый валет”.
Лживые в виду верных слов таких:
"…все авангардные течения искусства ХХ века апеллировали к мрачным, драматическим, негативным переживаниям и чувствам” (Вячеслав Филиппов).
Верными я считаю их потому, что к концу XIX века протестное разрушение натурности академического искусства, как выразителя довольства победителей-буржуа, - разрушение, начатое романтиками…
Потом кончу мысль. А пока отвлекусь на проверку. Что: даже пейзаж своей прекрасной души (в пику ужасу действительности), - души лишенца, данный образом суперкрасоты в дюссельдорфской школе это тоже разрушение натурности?
Лессинг. Романтический пейзаж
Да! Отвечаю я в полемическом задоре. Суметь семь планов найти на почти ровном месте – это отступление от натуры. Как и мрак, уже притаившийся в самом верху картины, хоть бьют лучи ещё не закатившегося солнца, даже не красные, ввиду того, что оно ещё высоко над горизонтом.
Реализм ещё больше от натуры отошёл.
Шишкин. Рожь. 1878.
Ну как могли вырасти на поле сосны лесного вида (с голыми стволами?). – Нет, можно придумать, что это остатки вырубленного под пашню леса. Что само по себе признак прогресса, раз расширяют пашню. Что всё вместе работает на эпичность, как на образ роста могучего народа (когда все передвижники плачут о нём, несчастном, освобождённом от крепостничества без земли). Что есть социальной открытие. Немыслимое без вмешательства подсознания, нацеленного на открывание нового в социуме.
Романтик тоже из-за подсознания пропустил на холст утрирование красоты относительно обычного вида.
Главное – полемическое – это отступление от натуры.
И оно последовательно росло хронологически от одного идеостиля к другому, которые копили так и сяк ненависть к действительности. Пока (тут я возвращаюсь к прерванной мысли) не докатилось дело – пребывая в категории подсознательного идеала – до такой силы отрицания всего Этого мира, что побежать захотелось аж в принципиально недостижимое метафизическое иномирие. А ТАКОЕ требует ого, какого искажения.
Согласны?
Так Сезанн, поначалу, искажения самого пространства (аж пространства!) ещё прятал.
Сезанн. Персики и груши. 1895.
А после него понеслись во все тяжкие. Наперегонки. Ненависть, ненависть и ненависть к Этому миру. Ради подсознательного идеала иномирия. Подсознание-то – поначалу – и распоряжалось каждым очередным шагом на пути искажения натуры. Сознание б не позволило, распоряжайся только оно. Но оно, сознание, в загоне у настоящих художников. Они стихийно обожествляют изменённое психическое состояние, чем подсознательный идеал и проявляется всегда при интроспекции (смотрении в себя).
Ненависть активная и пассивная. Ницшеанство и пробуддизм. Оба экзотичны.
Так главные бубновалетовцы были пробуддисты. Не осознавая этого. Осознали б – вели б себя тихо. А они осознавали себя как раз, наоборот, хулиганами.
Машков. Дама с фазанами. 1911. Фрагмент.
Вот вы не находите, что есть сходство между дамой и фазанами? И не столько в горбоносости, сколько в глазах.
Какой-то неконтакт чувствуете?
Птицы настолько далеки от нас, что совершенно невозможно что-то психологическое найти в их глазах. Так вот неопределённость и во взгляде женщины. Для пробуддизма было б лучше, наверно, чтоб она смотрела вдаль, отрешённо. Но у неё, пожалуй, даже похлеще выражение – не понятно, какое. – Как это хорошо годится для выражения идеала малочувствия…
А вся эта нарочитая грубость (примитив румянца на щеках, декоративность, неаккуратность мазков…),
они от ума, от игрового настроя, от желания эпатировать публику, которую презираешь за её пошлость, предсказуемость и т.п.
Мне было интересно найти следы пробуддизма в очередной картине Машкова. Я не первый раз ловлю его на тайном для него самого пробуддизме, как бегстве из отвратительной на его взгляд жизни (см. тут, тут).
Так, по-моему, если бубновалетовцев хвалить, то за тонкость переживания пробуддизма, зрителями его даже не осознающими, а только чующими ЧТО-ТО, словами невыразимое.
Нам же гремят так же грубо, какими притворялись художники, но на полном серьёзе о чём-то оптимистическом. И для верности иногда ссылаясь на слова самих художников и забывая, что этого делать нельзя в принципе: те всё выразили посредством красок на холсте.
"Авангард. Новое слово прогремело над миром в этот день. Ровно 110 лет назад выставка “Бубновый валет”, как ножом пронзила традиции искусства…
Валетовцы хотели разгромить респектабельную живопись, изменить мир…
Будоражить, заострять – этого добивались художники…
Максимилиан Волошин: “Художникам можно всё, художник может писать, как хочет…”
Живопись становится единственным содержанием живописца. На первый план выходит цвет и смелость…
Кинорежиссёр Кончаловский: “Как говорил Кончаловский [бубновалетовец]: верный цвет на верное место. Всё…
Он нож, который режет масло 19-го века…
Энергию полотен мы до сих пор ощущаем как свежую…
Трегулова: “Без вот этого разрыва с предыдущей рафинированной традицией символизма и “Мира искусства”, без этого яркого и громкого заявления живописи, которая просто, цитируя Тугенхольда, вся насыщена плотью и кровью, - без этого не было б того, что вывело потом русское искусство в авангард мирового художественного развития”” (https://www.1tv.ru/news/2020-12-10/398273-110_let_vystavke_bubnovyy_valet).
Будто подсознательное открытие колоссального роста могущества русского народа Шишкиным не ставит его в первый ряд мирового искусства.
Как только проявляется подсознательный идеал – так и первый ряд.
10 декабря 2020 г.
Натания. Израиль.
Впервые опубликовано по адресу
На главную страницу сайта |
Откликнуться (art-otkrytie@yandex.ru) |