С. Воложин.
Бруни. Картины.
Художественный смысл.
Чувствовать поменьше, раз так плохо кругом. |
В чём причина бледнописи Бруни
Начинать с себя я приучен инстинктом. Я и в жизни-то почти не умею врать. Поэтому, если я начинаю с себя, я как бы настраиваюсь на искренность. А та меня заставляет признаваться во всяких некрасивостях.
Сегодня я почти весь день читал книгу Андрея Сарабьянова “Жизнеописание художника Льва Бруни". Читал и всё ждал, не наткнусь ли я на какие-то слова о какой-нибудь картине, которые мне обеспечат озарение, что художник хотел сказать скрытым от нас, зрителей, способом. – Не дочитал и не наткнулся. О чём угодно написано, только не о деталях какой-нибудь картины. А если и встретил о деталях (о “Радуге”), так там словами пересказано, что видят глаза. Но это не те слова, которые озаряют.
Зато в конце дня, отчаявшись, я спросил поисковик: “особенность картин Льва Бруни” (конкретно, со словом "бледность", ничего не находилось), - и во втором же файле читаю после перечисления свалившихся на него бед:
"…независимо от мелочной борьбы художественных “измов” и неизменной в любую эпоху жизненной суеты”.
И меня озарило: его бледнопись выражает пробуддизм. Не от хорошей жизни в него впадают.
"…ужасы войны, смерть троих детей и расстрел брата, репрессии друзей и соратников…”.
Особенно бледнопись о стремлении к малочувствию кричит именно мне там, где изображаются места, определившие мою дальнейшую жизнь – побережье Восточного Крыма. Там я внушил, видно, моей будущей жене (она была руководителем турпохода), что замуж ей нужно выходить за меня. Я даже там характерную для себя физическую трусость несколько раз подавил (была некоторая опасность для жизни; некоторые аж сошли с маршрута). Ходил потом оставшийся день (от адреналина в крови), словно летал в нескольких сантиметрах над землёй.
Так вот – по противоположности…
Бруни. Коктебель. 1937. Бумага, акварель.
Бруни. Генуэзская крепость. 1946. Холст, масло.
Бруни. Судакская бухта. 1946. Бумага, акварель.
Бруни. Судак. Вечер. 1945. Бумага, акварель.
Бруни. Судак. Вид из дома. 1946. Бумага, акварель.
Бруни. Гора Сокол. 1947. Бумага, акварель.
Бруни. Новый Свет. 1940. Бумага, акварель.
Бруни. Дорога в Новый Свет. 1940. Бумага, акварель.
Смотрите, не важно, какие даты. - Оно и понятно. Пробуддизм это ж впадание в экстремизм. Откуда развитию во что-то другое пути нет.
Только вот беда - есть такая бледнопись и в начале творчества Бруни.
Бруни. Коктебель. 1913. Бумага серая, акварель, графитный карандаш.
Правда, в молодости бледнопись у Бруни являет чуть не единственное исключение. Возможно, бледность вот этого “Коктебеля” связана с адекватным отображением безводности этого места, которое он увидел, там впервые оказавшись. А адекватность могла прийти ему в голову ради повторения: он в 1913-м изобразил "природу восточного Крыма, предугаданную еще в детском рисунке 1903 года" (Сарабьянов). То есть ему запомнился тот ажиотаж в детстве (как он мог предугадать?!), вот он и повторил эту сушь.
И можно, соответственно, предположить, почему Бруни изобразил Бальмонта голубым и бледным – тоже ради адекватности с его известным читателям внутренним миром когдатошним.
Бруни. Портрет Константина Бальмонта. 191 5. Бумага, гуашь.
"Константин Бальмонт пришел в литературу уже вполне сформировавшимся поэтом и самодостаточным человеком. Его дебют в поэзии состоялся в 1890 году, когда автору небольшого сборника исполнилось 23 года. К тому моменту Бальмонт уже успел побывать в ссылке, неудачно жениться и даже совершить попытку самоубийства. Он разочаровался в жизни и пытался найти утешение в творчестве. Именно поэтому ранние произведения Бальмонта лишены оптимизма…” (https://schoolintellectum.ru/analiz-knig/konstantin-balmont-osen-analiz-stihotvoreniya.html).
7 августа 2021 г.
Натания. Израиль.
Впервые опубликовано по адресу
На главную страницу сайта |
Откликнуться (art-otkrytie@yandex.ru) |