Бродский. Холмы. Художественный смысл.

Художественный смысл – место на Синусоиде идеалов

С. Воложин

Бродский. Холмы.

Художественный смысл.

Ницшеанство.

 

Проколы Венедикта Ерофеева в его

“Об Иосифе Бродском”

В конце 1987 года Венедикт Ерофеев написал коллекцию непанегирических частного порядка откликов в СССР на присуждение Бродскому Нобелевской премии и сделал 3 ошибки. Люди верно поняли поэзию Бродского, а попали в эту коллекцию.

То есть я, признаюсь, веду себя нагло. Я считаю, что тот критерий первоклассности стихов, который выработал себе я за последние десятки лет, является объективным, и им – в качестве вкуса – обладал Венедикт Ерофеев, раз он отрицательно отнёсся к отрицательно отнёсшимся советским людям. Мой критерий такой: в стихах Бродского чувствуется ЧТО-ТО, словами невыразимое.

Вопрос: как мог явно имевший вкус Венедикт Ерофеев сделать аж 3 ошибки?

Надо, наверно, признать, что оценка – дело трудное и раз на раз не приходится.

Надо, наверно, читателя-новичка ввести в курс того, что я выработал в себе.

Во-первых, убеждение, что существует нечто, когда-то называвшееся богодухновением. Я, воинствующий атеист, его называю подсознательным идеалом автора.

Во-вторых, мнение, что содержанием этого идеала является нюанс духа времени.

В-третьих, что квалифицированный критик способен этот нюанс перевести в слова. А человек со вкусом умеет его смутно почувствовать.

В-четвёртых, что таких подсознательных идеалов, грубо, 6, и они исторически, в одном и том же порядке по очереди овладевают духом времени.

В-пятых, одним из них является ницшеанство, и им вдохновлён был Бродский.

Есть беда, и о ней тоже надо поведать читателю-новичку: так, как понимаю ницшеанство я, мало кто его понимает. Именно. Это, мол, наикрайнейшее разочарование во всём Этом мире, - разочарование хотя бы из-за того, что существует смерть.

Это трудно большинству представить. В том особая беда. Как, мол, можно настолько такое не принять? – Кто не сможет такое представить, или перестаньте читать, или запаситесь терпением.

Первая ошибка Ерофеева связана со стихотворением Бродского “Холмы” (1962). (Другие не привязаны.) Так вы, читатель, в этом месте прервите чтение статьи и прочтите это стихотворение. Обязательно до конца (оно длинное). – Может, получите представление, НАСКОЛЬКО Бродский был нетерпим к существованию смерти. Вот хоть ты тресни, не мог он смириться и, не отдавая отчёта своему сознанию, удирал из Этого мира в метафизическое иномирие, где нет времени, а потому и смерти. Иномирия в тексте нет, но дано его катарсическое, так называемое, выражение. Это когда сталкиваются 2 противочувствия от двух противоположностей. – Какие они? Одна – обязательность смерти всем в Этом мире. О ней речи нет, так как это всем известно. (Минус-приёмом называется такое.) Другая – абсолютная необоснованность убийства двух юношей четырьмя неизвестными. Как гром с ясного неба. Результатом столкновения таких противочувствий и является иномирие. Переживаемое, если можно так выразиться, подсознательно.

Беда, что всё это свежему человеку настолько дивно, что тянет не принять. Но. Вдруг вы примете…

Теперь – первая ошибка Ерофеева:

"А., физик, доктор наук: “Для него все посторонние, и он для всех посторонен. Хоть некоторым врасплох застигнутым читателям кажется, что он во всём участлив. Натан Ротшильд тоже участвовал в битве при Ватерлоо. В качестве зрителя, на отдалённом холме. К вопросу о “Холмах”” (Мой очень жизненный путь. М., 2003. С. 324).

Тут придётся рассказать историю Натана Ротшильда.

Абсолютно аморальная семья Ротшильдов (деньги – это всё, всё остальное – это ничто), плевать хотела на патриотизм (а шли наполеоновские войны). Почти вся континентальная Западная Европа была завоёвана Наполеоном.

"Тогда по нормам права деньги от обязательств по выплатам принадлежали реальному правителю, а не прошлому или номинальному, значит, золото должно было достаться Бонапарту” (https://journal.open-broker.ru/history/vaterloo-dlya-londonskoj-birzhi/).

А братья Ротшильды, живя, каждый, в другой стране, чихать хотели на нормы права. У них была своя служба курьеров, и те развозили долги, без ведома Наполеона, из страны в страну. Какая-то экстерриториалоьность, что ли. И курьеры были очень быстрыми.

Деньги немца принца Вильгельма оказались у Натана в Лондоне. Он потихоньку (чтоб не поднялась цена) скупал на них английские гособлигации. И очень много скупил.

Когда дошло до последнего сражения Наполеона (при Ватерлоо) цена этих облигаций стала зависеть от того, победят англичане или нет.

В дело вмешалась быстрота ротшильдовских курьеров. Они донесли весть о поражении Наполеона на сутки раньше, чем официальная почта.

Тогда Натан пришёл на биржу с убитым видом и стал по дешёвке продавать свои облигации. – Все бросились их тоже продавать, как можно дешевле. Цена на них страшно упала. Тогда Натан их всех купил и колоссально обогатился.

Смысл упоминания физиком А. Натана Ротшильда в том, что тот плевал на всех людей и вёл свою линию. Денежную. Как подсознательный идеал Бродского плевал на весь Этот мир ради метафизического иномирия.

Физик А. адекватно понял стихи Бродского, а Ерофеев его закатал в хулители.

Вторая ошибка.

"Н. С., искусствовед: “Дело даже не в том, что он белоэмигрант. Но в нём есть какая-то несущественность. При всех своих достоинствах он лишён чего-то такого, чего-то такого, что делает его начисто лишённым вот того самого, чего он начисто лишён” (!)”.

Н.С. просто не имел в своём арсенале понятия “принципиально недостижимое метафизическое иномирие” как подсознательный идеал Бродского. А так – всё верно сказал.

Третья ошибка.

"В. М., переводчик, крайне правый католик: “Я не говорю уже о достоинствах самого стиха, это очевидно. Но в нём есть то, что прежде называли так: вменяемость перед высшей инстанцией””.

То есть речь об упомянутом выше богодухновении, или о подсознательном идеале.

Опять всё верно.

15 июня 2023 г.

Натания. Израиль.

Впервые опубликовано по адресу

https://dzen.ru/a/ZItZEb-vhiQ-1ESz

На главную
страницу сайта
Откликнуться
(art-otkrytie@yandex.ru)