С. Воложин
Бродский. С видом на море.
Художественный смысл.
Ницшеанство. |
Эх-ма!
Отрешённое настроение…
Привык писать-разбирать произведения искусства… Род наркомании… И. Это ж скучно… А как-то хорошо…
Мне стало часто не о чём писать. Имею в виду про то, что с недопонятностью. Оно редкое на свете. А я так долго живу, что о многом таком уже написал. – Вот, думается, и не о чём стало писать. Из-за этого часто приходится писать о том, что притворяется, будто оно с недопонятностью, или даже о том, что понятно. И это ж совсем не хорошо: изменяю своему амплуа. С детства усвоенная привычка доводить начатое до конца. Я ж, берясь за очередное произведение, не знаю, с недопонятностью оно или нет. Чтоб работа не пропала, если окажется, что нет, я приладился читать (если это литература) и писать одновременно. Окажется вещь без недопонятности, припишу в конце “фэ”, и отклик готов. – Скучно… – Жизнь без божества, без вдохновенья… А всё равно чем-то хорошо… Тем, что умру, ничего из написанного не сохранится и не понадобится, но зато, пока я жил, я получал удовольствие от своих микрооткрытий. Вот и хорошо – ощущение свой ничтожности. Значит, есть громада, раз переживается ничтожность. И можно к ней приобщиться как-то, если про неё написать.
Это я стал на минуту ницшеанцем, тем из них, кто с философским уклоном. Стал, ибо это будет статья про вещь другого ницшеанца с философским уклоном – про стихотворение “С видом на море” (1969) Бродского.
С видом на море
И.Н. Медведевой
1 Октябрь. Море поутру лежит щекой на волнорезе. Стручки акаций на ветру, как дождь на кровельном железе, чечетку выбивают. Луч светила, вставшего из моря, скорей пронзителен, чем жгуч; его пронзительности вторя, на весла севшие гребцы глядят на снежные зубцы. 2 Покуда храбрая рука Зюйд-Веста, о незримых пальцах, расчесывает облака, в агавах взрывчатых и пальмах производя переполох, свершивший туалет без мыла пророк, застигнутый врасплох при сотворении кумира, свой первый кофе пьет уже на набережной в неглиже. 3 Потом он прыгает, крестясь, в прибой, но в схватке рукопашной он терпит крах. Обзаведясь в киоске прессою вчерашней, он размещается в одном из алюминиевых кресел; гниют баркасы кверху дном, дымит на горизонте крейсер, и сохнут водоросли на затылке плоском валуна. 4 Затем он покидает брег. Он лезет в гору без усилий. Он возвращается в ковчег из олеандр и бугенвилей, настолько сросшийся с горой, что днище течь дает как будто, когда сквозь заросли порой внизу проглядывает бухта; и стол стоит в ковчеге том, давно покинутом скотом. 5 Перо. Чернильница. Жара. И льнет линолеум к подошвам... И речь бежит из-под пера не о грядущем, но о прошлом; затем что автор этих строк, чьей проницательности беркут мог позавидовать, пророк, который нынче опровергнут, утратив жажду прорицать, на лире пробует бряцать. 6 Приехать к морю в несезон, помимо матерьяльных выгод, имеет тот еще резон, что это -- временный, но выход за скобки года, из ворот тюрьмы. Посмеиваясь криво, пусть Время взяток не берет -- Пространство, друг, сребролюбиво! Орел двугривенника прав, четыре времени поправ! 7 Здесь виноградники с холма бегут темно-зеленым туком. Хозяйки белые дома здесь топят розоватым буком. Петух вечерний голосит. Крутя замедленное сальто, луна разбиться не грозит о гладь щербатую асфальта: ее и тьму других светил залив бы с легкостью вместил. 8 Когда так много позади всего, в особенности -- горя, поддержки чьей-нибудь не жди, сядь в поезд, высадись у моря. Оно обширнее. Оно и глубже. Это превосходство -- не слишком радостное. Но уж если чувствовать сиротство, то лучше в тех местах, чей вид волнует, нежели язвит. Октябрь 1969 Гурзуф |
Признаться?
Какая-то хмарь на сознание нашла, и я, напечатав “Гурзуф” и вернувшись к началу стихотворения, чтоб его впервые прочитать, ошибся, и в голове остались Гагры, а не Гурзуф. Вот такой бзик. А в первом десятистишии про восход солнца из моря, в Гаграх же такого не может быть. Так я был готов списать на странность, в которой дан образ метафизического иномирия, который в качестве подсознательного идеала бегства из Этого скучного мира присутствует, мол, в Бродском.
Ну? Не подлец ли от литературоведения?
На самом деле образа иномирия, возможно, и не будет дано непосредственно, а будет опосредованный вывод о нём из того предвзрыва, до которого обычно доводят читателя ницшеанцы, предполагая взрыв такой силы, что тот, мнится, вышвырнет читателя вон из Этого мира. То есть – в иномирие.
Как факт, в первом же 10-тистишии: "на кровельном железе чечетку”, “пронзителен”, “пронзительности”. Противная погода. И, как вишенка на торте (подстать восходу солнца из моря в Гаграх): "снежные зубцы”. – Это в октябре-то. Я аж полез в интернет.
"2013-09-30 в 22:26
Я 5 дней назад выдернула все бархатцы, пообещали снегом завалить. А он сегодня пришел: валил попеременно, то стихнет, то опять закрутит” (https://ftkimmeriya.ru/gurzuf-v-sentyabre-osennyaya-zarisovka/).
Бывает, значит.
Во втором 10-тистишии меня ждал очередной конфуз. Я думал, что ходить неглиже это ходить голым. Но осторожность меня спасла. Я обратился к интернету, и тот даже “похвалил” моё чутьё. Это не только ночная рубашка, длинная, но и слово от французского “небрежное” и, главное, от латинского “презирать”. – Ницшеанцы очень презирают быт и низкие отправления. Так вот, думая, что и читателю передастся, он продолжает накачку предвзрыва – мерзость: "расчесывает”, “туалет без мыла”, “свой первый кофе пьет”, “неглиже”. И дальше: "прыгает, крестясь, в прибой”, “прессою вчерашней” (помните, Преображенского: “И, боже вас сохрани, не читайте до обеда советских газет”?), "алюминиевых кресел” (дешёвые, но для создания у масс ощущения, что они аристократы). Жизнь мещанина, что жалкая жизнь водорослей без воды ("сохнут водоросли на затылке плоском валуна”.
И так далее по всем 10-тистишиям, - написал я, их не читая. И полез проверять. – Проверил. Так и есть. Как он написал в письме той, кому стихи посвящены и у которой он в Гурзуфе жил: "Эти стихи -- я пришлю как-нибудь -- говорят, в общем, о какой-то заинтересованности в окружающем, чего на самом деле вовсе нет” (https://www.liveinternet.ru/users/5342335/post406641833/). – То есть СКУУУУКА. До упомянутого предвзрыва доводить призванная*.
А последнее 10-тистишие открыло мне, что это именно оно (прочитанное изначально кое-где сегодня) побудило меня написать в начале статьи про хорошо своей ничтожности.
13 февраля 2023 г.
Натания. Израиль.
Впервые опубликовано по адресу
https://dzen.ru/a/Y-pd9G-G8wzdwgha
*
- Уважаемый автор, это стихотворение одно из моих самых любимых, когда мне неуютно в этой жизни, я часто его проговариваю, как мантру, и знаете, становится легче на душе. Ждал от вас анализа( а вдруг новые грани откроются), а повеяло чем-то материальным, как мясник тушку разбирает. А дивный слог Бродского, от которого что-то внутри трепещет, остался без анализа ( а может и лучше).- Нет, плохо. Надо было и на звуки посмотреть.
А они тут сплошь выражают волю, волю бежать из Этого мира. Выражают (угадываю) преобладанием звонких и только звоноиких (сонорных) согласных.
Станем писать глухие уменьшенным шрифтом, а звонкие – увеличенным.
Сколько тех и других в заглавии?
с
ВиДоМ На МоРе1 глухая и 6 звонких и сонорных!
А в первой строке?
О
ктябрь. Море поутруМягкий знак не в счёт. Глухих – 4, звонких и сонорных – 5. Малый перевес.
А в первом десятистиши?
О
ктябрь. Море поутру 4/5л
ежит щекой на волнорезе. 3/9Ст
ручки акаций на ветру, 7/5к
ак дождь на кровельном железе, 3/12 (!)ч
ечетку выбивают. Луч 6/4………с
ветила, вставшего из моря, 5/8ск
орей пронзителен, чем жгуч; 6/10е
го пронзительности вторя, 5/8н
а весла севшие гребцы 4/7гл
ядят на снежные зубцы. 3/9Единственная строка с преобладанием глухих. Общий счёт – 45/77. – Угадка состоялась.
А ну – последнее десятистишие.
к
огда так много позади 4/7в
сего, в особенности -- горя, 4/8п
оддержки чьей-нибудь не жди, 3/11 (!)с
ядь в поезд, высадись у моря. 4/8О
но обширнее. Оно 1/5и
глубже. Это превосходство – 6/8н
е слишком радостное. Но 5/6у
ж если чувствовать сиротство, 9/7………т
о лучше в тех местах, чей вид 9/6……….в
олнует, нежели язвит. 2/8 (!)Аж 2 строки с превосходством глухих. Зато аж 2 с четырёхкраным преобладанием звонких и сонорных. – Можно чситать, что и тут угадка сработала.
19.02.2023.
На главную страницу сайта |
Откликнуться (art-otkrytie@yandex.ru) |