Художественный смысл – место на Синусоиде идеалов

С. Воложин

Бродский. С видом на море.

Художественный смысл.

Ницшеанство.

 

Эх-ма!

Отрешённое настроение…

Привык писать-разбирать произведения искусства… Род наркомании… И. Это ж скучно… А как-то хорошо…

Мне стало часто не о чём писать. Имею в виду про то, что с недопонятностью. Оно редкое на свете. А я так долго живу, что о многом таком уже написал. – Вот, думается, и не о чём стало писать. Из-за этого часто приходится писать о том, что притворяется, будто оно с недопонятностью, или даже о том, что понятно. И это ж совсем не хорошо: изменяю своему амплуа. С детства усвоенная привычка доводить начатое до конца. Я ж, берясь за очередное произведение, не знаю, с недопонятностью оно или нет. Чтоб работа не пропала, если окажется, что нет, я приладился читать (если это литература) и писать одновременно. Окажется вещь без недопонятности, припишу в конце “фэ”, и отклик готов. – Скучно… – Жизнь без божества, без вдохновенья… А всё равно чем-то хорошо… Тем, что умру, ничего из написанного не сохранится и не понадобится, но зато, пока я жил, я получал удовольствие от своих микрооткрытий. Вот и хорошо – ощущение свой ничтожности. Значит, есть громада, раз переживается ничтожность. И можно к ней приобщиться как-то, если про неё написать.

Это я стал на минуту ницшеанцем, тем из них, кто с философским уклоном. Стал, ибо это будет статья про вещь другого ницшеанца с философским уклоном – про стихотворение “С видом на море” (1969) Бродского.

С видом на море

И.Н. Медведевой

 

1

Октябрь. Море поутру

лежит щекой на волнорезе.

Стручки акаций на ветру,

как дождь на кровельном железе,

чечетку выбивают. Луч

светила, вставшего из моря,

скорей пронзителен, чем жгуч;

его пронзительности вторя,

на весла севшие гребцы

глядят на снежные зубцы.

2

Покуда храбрая рука

Зюйд-Веста, о незримых пальцах,

расчесывает облака,

в агавах взрывчатых и пальмах

производя переполох,

свершивший туалет без мыла

пророк, застигнутый врасплох

при сотворении кумира,

свой первый кофе пьет уже

на набережной в неглиже.

3

Потом он прыгает, крестясь,

в прибой, но в схватке рукопашной

он терпит крах. Обзаведясь

в киоске прессою вчерашней,

он размещается в одном

из алюминиевых кресел;

гниют баркасы кверху дном,

дымит на горизонте крейсер,

и сохнут водоросли на

затылке плоском валуна.

4

Затем он покидает брег.

Он лезет в гору без усилий.

Он возвращается в ковчег

из олеандр и бугенвилей,

настолько сросшийся с горой,

что днище течь дает как будто,

когда сквозь заросли порой

внизу проглядывает бухта;

и стол стоит в ковчеге том,

давно покинутом скотом.

5

Перо. Чернильница. Жара.

И льнет линолеум к подошвам...

И речь бежит из-под пера

не о грядущем, но о прошлом;

затем что автор этих строк,

чьей проницательности беркут

мог позавидовать, пророк,

который нынче опровергнут,

утратив жажду прорицать,

на лире пробует бряцать.

6

Приехать к морю в несезон,

помимо матерьяльных выгод,

имеет тот еще резон,

что это -- временный, но выход

за скобки года, из ворот

тюрьмы. Посмеиваясь криво,

пусть Время взяток не берет --

Пространство, друг, сребролюбиво!

Орел двугривенника прав,

четыре времени поправ!

7

Здесь виноградники с холма

бегут темно-зеленым туком.

Хозяйки белые дома

здесь топят розоватым буком.

Петух вечерний голосит.

Крутя замедленное сальто,

луна разбиться не грозит

о гладь щербатую асфальта:

ее и тьму других светил

залив бы с легкостью вместил.

8

Когда так много позади

всего, в особенности -- горя,

поддержки чьей-нибудь не жди,

сядь в поезд, высадись у моря.

Оно обширнее. Оно

и глубже. Это превосходство --

не слишком радостное. Но

уж если чувствовать сиротство,

то лучше в тех местах, чей вид

волнует, нежели язвит.

Октябрь 1969

Гурзуф

Признаться?

Какая-то хмарь на сознание нашла, и я, напечатав “Гурзуф” и вернувшись к началу стихотворения, чтоб его впервые прочитать, ошибся, и в голове остались Гагры, а не Гурзуф. Вот такой бзик. А в первом десятистишии про восход солнца из моря, в Гаграх же такого не может быть. Так я был готов списать на странность, в которой дан образ метафизического иномирия, который в качестве подсознательного идеала бегства из Этого скучного мира присутствует, мол, в Бродском.

Ну? Не подлец ли от литературоведения?

На самом деле образа иномирия, возможно, и не будет дано непосредственно, а будет опосредованный вывод о нём из того предвзрыва, до которого обычно доводят читателя ницшеанцы, предполагая взрыв такой силы, что тот, мнится, вышвырнет читателя вон из Этого мира. То есть – в иномирие.

Как факт, в первом же 10-тистишии: "на кровельном железе чечетку”, “пронзителен”, “пронзительности”. Противная погода. И, как вишенка на торте (подстать восходу солнца из моря в Гаграх): "снежные зубцы”. – Это в октябре-то. Я аж полез в интернет.

"2013-09-30 в 22:26

Я 5 дней назад выдернула все бархатцы, пообещали снегом завалить. А он сегодня пришел: валил попеременно, то стихнет, то опять закрутит” (https://ftkimmeriya.ru/gurzuf-v-sentyabre-osennyaya-zarisovka/).

Бывает, значит.

Во втором 10-тистишии меня ждал очередной конфуз. Я думал, что ходить неглиже это ходить голым. Но осторожность меня спасла. Я обратился к интернету, и тот даже “похвалил” моё чутьё. Это не только ночная рубашка, длинная, но и слово от французского “небрежное” и, главное, от латинского “презирать”. – Ницшеанцы очень презирают быт и низкие отправления. Так вот, думая, что и читателю передастся, он продолжает накачку предвзрыва – мерзость: "расчесывает”, “туалет без мыла”, “свой первый кофе пьет”, “неглиже”. И дальше: "прыгает, крестясь, в прибой”, “прессою вчерашней” (помните, Преображенского: “И, боже вас сохрани, не читайте до обеда советских газет”?), "алюминиевых кресел” (дешёвые, но для создания у масс ощущения, что они аристократы). Жизнь мещанина, что жалкая жизнь водорослей без воды ("сохнут водоросли на затылке плоском валуна”.

И так далее по всем 10-тистишиям, - написал я, их не читая. И полез проверять. – Проверил. Так и есть. Как он написал в письме той, кому стихи посвящены и у которой он в Гурзуфе жил: "Эти стихи -- я пришлю как-нибудь -- говорят, в общем, о какой-то заинтересованности в окружающем, чего на самом деле вовсе нет” (https://www.liveinternet.ru/users/5342335/post406641833/). – То есть СКУУУУКА. До упомянутого предвзрыва доводить призванная*.

А последнее 10-тистишие открыло мне, что это именно оно (прочитанное изначально кое-где сегодня) побудило меня написать в начале статьи про хорошо своей ничтожности.

13 февраля 2023 г.

Натания. Израиль.

Впервые опубликовано по адресу

https://dzen.ru/a/Y-pd9G-G8wzdwgha

* - Уважаемый автор, это стихотворение одно из моих самых любимых, когда мне неуютно в этой жизни, я часто его проговариваю, как мантру, и знаете, становится легче на душе. Ждал от вас анализа( а вдруг новые грани откроются), а повеяло чем-то материальным, как мясник тушку разбирает. А дивный слог Бродского, от которого что-то внутри трепещет, остался без анализа ( а может и лучше).

- Нет, плохо. Надо было и на звуки посмотреть.

А они тут сплошь выражают волю, волю бежать из Этого мира. Выражают (угадываю) преобладанием звонких и только звоноиких (сонорных) согласных.

Станем писать глухие уменьшенным шрифтом, а звонкие – увеличенным.

Сколько тех и других в заглавии?

с ВиДоМ На МоРе

1 глухая и 6 звонких и сонорных!

А в первой строке?

Октябрь. Море поутру

Мягкий знак не в счёт. Глухих – 4, звонких и сонорных – 5. Малый перевес.

А в первом десятистиши?

Октябрь. Море поутру 4/5

лежит щекой на волнорезе. 3/9

Стручки акаций на ветру, 7/5

как дождь на кровельном железе, 3/12 (!)

чечетку выбивают. Луч 6/4………

светила, вставшего из моря, 5/8

скорей пронзителен, чем жгуч; 6/10

его пронзительности вторя, 5/8

на весла севшие гребцы 4/7

глядят на снежные зубцы. 3/9

Единственная строка с преобладанием глухих. Общий счёт – 45/77. – Угадка состоялась.

А ну – последнее десятистишие.

когда так много позади 4/7

всего, в особенности -- горя, 4/8

поддержки чьей-нибудь не жди, 3/11 (!)

сядь в поезд, высадись у моря. 4/8

Оно обширнее. Оно 1/5

и глубже. Это превосходство – 6/8

не слишком радостное. Но 5/6

уж если чувствовать сиротство, 9/7………

то лучше в тех местах, чей вид 9/6……….

волнует, нежели язвит. 2/8 (!)

Аж 2 строки с превосходством глухих. Зато аж 2 с четырёхкраным преобладанием звонких и сонорных. – Можно чситать, что и тут угадка сработала.

19.02.2023.

На главную
страницу сайта
Откликнуться
(art-otkrytie@yandex.ru)