Бродский Ис. Выступление В.И. Ленина на проводах частей Красной Армии, отправляющихся на Западный фронт 5 мая 1920 года. Околоискусство.

С. Воложин

Бродский Ис. Выступление В.И. Ленина на проводах частей Красной Армии, отправляющихся на Западный фронт 5 мая 1920 года.

Околоискусство.

Иллюстрировать событие.

 

Можете меня засмеять

Но я, наткнувшись на слова: "…"Выступление В.И. Ленина на проводах частей Красной Армии, отправляющихся на Западный фронт 5 мая 1920 года",

Исаак Бродский. Выступление В.И. Ленина на проводах частей Красной Армии, отправляющихся на Западный фронт 5 мая 1920 года. 1933.

написанные в жанре художественно-документального повествования, проложили путь одному из ведущих направлений советского искусства”” (https://академия-строганова.рф/uploads/catalogfiles/482_popov_text_dissertacia.pdf), - буквально полдня провёл за компьютером, пока не нашёл место, в котором действие изображено. Это площадь перед Большим театром. А вовсе не перед вокзалом, Белорусским или Киевским, где я пробовал было искать поначалу.

Дом за спиной Ленина это дом справа, если стать на проезжей части площади перед Большим театром лицом к нему.

А это – дом, что на картине справа.

Дома нисколько не переделаны с 1920 года.

Есть в интернете и речь Ленина 5 мая 1920 года к красноармейцам, отправляющимся на Польский фронт. Есть даже фото этого выступления.

То же место – Театральная площадь, тот же дом.

То есть, действительно, у художника документальная картина. Он лишь Ленина повернул на 180 градусов. – В самом деле, облегчённое движение для народов, пишущих слева направо, тоже слева направо. Фотограф это не учёл, а художник учёл: Ленин шлёт… Счастливого пути. И пространство перед Лениным у фотографа – куцое, а у художника – побольше. И неба у фотографа нет, а у художника есть. Ну и красочность с объёмностью у художника. От Киева тогда поляков отогнали. Нужно было в 1933 году начинать готовиться к войне уже не с Польшей, а с Германией. Проигрыш в войне был затушёван тем, что мирный договор позволил добить Врангеля и кончить гражданскую войну победой. – От бодрой картины Бродского (Ленин у него поднял обе руки, как символ будущей победы; взвихрённое небо ему отвечает) или чего другого, но через 2 года Сурков сочинил:

 

Помнят псы-атаманы,

Помнят польские паны

Конармейские наши клинки.

Можно даже подумать, что Бродский создал – редчайший случай! – произведение настоящего соцреализма, как чуяние раньше других того прогрессивного (понимаемого как сталинский, централистский социализм) в социуме (военную победительность централизма), которую ещё никто не почуял, ибо первая пятилетка была провалена в 1932 году.

Вот так. Думал Бродского разгромить, а… Через 10 лет уже всем было ясно, что военная победа будет за нами. Настолько всем, что моя мама, с неполным средним образованием, через несколько месяцев после освобождения нашего города (в сентябре 1943-го) взяла меня и дедушку и вернулась из эвакуации.

А громить его я собирался на демонстрации его бесполётности, причём всегдашней, на примере такой картины и её названия.

Бродский. Аллея, освященная солнцем. 1908.

Как бы мистика какая-то – кажущаяся ожившей (взбугрившейся) стена. А мистикой занимались символисты. В заоблачную даль благого для всех сверхбудущего улетали в мечтах. И Бродский над ними посмеялся, заменив букву "е" на "я" и пользуясь тем, что букву "ё" пишут зачастую как "е".

Это, наверно, не единственная его насмешка над символизмом. – Вот.

Бродский. Сказка. 1911.

Символисты не называют сказками свои мечты. И. Нюанс такой… Символисты с глубокой душой страдали как по поговорке: не согрешишь – не покаешься, не покаешься – не спасёшься. А более наивные, прямодушные, достойны насмешки. Хотя бы этим примитивизмом выделывания каждой мелочи.

Но, наверно, просто случайность со мной случилась, что я смог умопостигаемо (датой 1933, взвихрёнными облаками и поднятыми руками Ленина) подвести картину “Выступление В.И. Ленина…” под чуяние прогрессивного будущего.

Наверно, его документальность свидетельствует просто об околоискусстве, т.к. является иллюстрацией, изопротоколом и не несёт ничего недопонятного, чем характерно неприкладное искусство, первосортное.

16 июня 2023 г.

Натания. Израиль.

Впервые опубликовано по адресу

https://dzen.ru/a/ZIyi6VIIplwE54Cf

На главную
страницу сайта
Откликнуться
(art-otkrytie@yandex.ru)