Брюллов. Последний день Помпеи. Художественный смысл.

Художественный смысл – место на Синусоиде идеалов

С. Воложин

Брюллов. Последний день Помпеи.

Художественный смысл.

Выхолощенный поражениями безнародных революций мол-революцилнный пыл “победа в поражении”.

 

Что могли б похвалить либералы

Сколько я ни занимаюсь анализированием живописи, я остаюсь потрясающе слеп к деталям. Никогда не обращал внимания в “Последнем дне Помпеи” (1834) Брюллова на холодность, выразившуюся в том, что художник придал "слишком внятную, неправдоподобную в ситуации бедствия репрезентативность пластических групп” (https://arzamas.academy/mag/1116-brullov).

В самом деле, смотрите, как красиво обнялись мать и две дочери. Это гораздо красивее откопанных останков.

Хоть, с другой стороны, таков был "словарь патетических жестов и остановленных на пике движений, подобающий образу бедствия, был уже отчасти сформирован в живописи европейского романтизма, открывшего душераздирающие сюжеты” (Там же). Кто ж прав? Наверно, упрекающий, потому что романтизм в 1834 году был уже припозднившимся течением.

"Бенуа, имея в виду уже не только саму картину, но и весь порожденный ею шлейф академических отвлеченных постановок, тоже предъявлял ей стилистический счет — независимо от сюжета, он возражал против чрезмерности пластических эмоций, казавшейся ему пошлой” (Там же).

Эстетика эффектов, как я вычитал когда-то у Алленова. Пыл и жар, не могущий проявиться по сути иначе, чем лживо, из-за николаевской реакции в стране (хоть писалась картина вне страны, зато вокруг кипело проигравшими – из-за безнародности – революциями).

Но всё же – я-то оказался слепым. Или вот:

"…внятность — люди не заслоняют друг друга, каждая группа воплощает определенное чувство, от паники до надежды, и иллюстрирует некий моральный тезис…” (Там же).

Это всё – эхо классицизма. Так отличное ж эхо. А я не вижу. – Зло берёт на себя… С так называемым соцреализмом такая же история. Там же полно достижений. – Нет. Я слеп.

И ещё я одного не понимаю… Цитаты я взял из буквально вчерашней статьи (16 августа 2022). Из журнала “Арзамас”. А он тяготеет к либералам, по-моему. Так автор, Галина Ельшевская, могла б увидеть и некую актуальность эстетики эффектов ввиду теперь провалившейся перспективы оранжевой революции в России. Нет, она хладнокровно заключает:

"Сегодня она уже не вызывает сильных эмоций. И даже не в том дело, что реабилитации художника после вердикта, вынесенного ему во второй половине XIX века, так и не случилось, — существеннее, что по прошествии лет сама брюлловская поэтика оказалась отринута уже без гнева, но с безразличием, которое, пожалуй, хуже гнева. Экскурсоводы привычно останавливают группы возле огромного полотна, но объяснить природу былых восторгов им бывает нелегко” (Там же).

17 августа 2022 г.

Натания. Израиль.

Впервые опубликовано по адресу

https://dzen.ru/a/Yvz3AlDWlgF5XB3X