Борромини. Фонарь купола Сант-Андреа делла Вале. Художественный смысл.

Художественный смысл – место на Синусоиде идеалов

С. Воложин

Борромини. Фонарь купола Сант-Андреа делла Вале.

Художественный смысл

Лихорадочная вера на грани безверия. А настоящая игра тем и отличается, что она снимает благоговейную серьёзность.

 

Доказательство от Борромини

Начну с цитаты:

"…Борромини проектирует своё первое самостоятельное произведение, фонарь купола Сант-Андреа делла Валле, в котором предвосхищаются зачатки новой тектоники, не зависимой от “абсолютных” законов несущего и несомого (то есть верха и низа, тяжёлого и лёгкого)” (Якимович. Барокко и духовная культура XVII века. В кн. Советское искусствознание ʼ76. Том 2. М., 1977. С. 109).

Смотрим, что это за фонарь.

Борромини. Фонарь купола римского Сант-Андреа делла Валле. Ок. 1625.

По-видимому, надо думать про выступающие и нависающие карнизики, делающие верх фонаря шире и тяжелее его низа.

За 200 лет до того так фонари не делали.

Брунеллески. Фонарь флорентийского собора Санта Мария дель Фьоре. 1436-1446.

Смысл такого новшества – выразить "взамен статической и устойчивой картины мира картину динамическую, неустойчивую, относительную” (Там же).

Шла всем надоевшая война Контрреформации с Реформацией, догм одних против догм других. И требуется теми и другими властями приятие этой нудоты. Так вот фигу вам в кармане!

"…предельная логизация, геометризация, математизация мышления… ведёт за рамки строгого рационализма как такового”. Доходит до "способности рационализма перерастать самого себя… чтобы опровергнуть малейший намёк на сухую и жёсткую застылость, абстрактную холодность и геометричность и чтобы утвердить совершенно иные ценности… искусство… “играющее”… Барокко… часто производит впечатление гигантской “серьёзной забавы”… лихорадочная вера на грани безверия… А настоящая игра тем и отличается, что она снимает… благоговейную серьёзность” (Там же. С. 104 - 106).

Такая психологическая сложность позволяет мне прийти к своей идее-фикс, что двигал художником подсознательный идеал особой гармонии. Разочарование в догмах (крайностях) было подсознательным. И подсознательно же исповедовали середину.

"Ватикан охотно прощал искусству барокко эти “вольности”, поскольку видел в нём порыв и пафос, которые были так нужны и которых уже явно не хватало католицизму” (Там же. С. 104).

Лучше всего подсознательность доказывается жизненной судьбой Борромини. Он был настолько страстный (а это осознаваемо), что суть барокко, некий выход и в том успокоение, выразилась только в его творчестве. А сам он довольно скоро покончил жизнь самоубийством.

5 июня 2018 г.

Натания. Израиль.

Впервые опубликовано по адресу

http://newlit.ru/~hudozhestvenniy_smysl/6079.html

На главную
страницу сайта
Откликнуться
(art-otkrytie@yandex.ru)