Боголюбов, Полока. Мелодия на два голоса. Не знаю, художественный ли это смысл.

С. Воложин

Боголюбов, Полока. Мелодия на два голоса.

Не знаю, художественный ли это смысл.

Есть на свете взаимная любовь.

 

Во славу застоя, так называемого.

Через 40 лет после выхода фильма Боголюбова и Полока “Мелодия на два голоса” (1980), показанного на днях по ТВ, становится ясно, что он отвечал социальному заказу власти в СССР, решившей притормозить прогресс. (Благодаря Фурсову я на днях узнал, что был свёрнут курс на внедрение Общегосударственной автоматизированной системы учёта и обработки информации, при которой управление хозяйством перешло бы от партократии к технарям. При этом была возможность "обогнать США в области разработки и использования вычислительной техники, не догоняя их” (Википедия). Курс был взят не на победу над капитализмом, а на конвергенцию с ним. Что всё вместе обеспечило материально-технически предательство коммунизма и развал СССР.)

Всего этого режиссёры не знали, но чуяли. И, получается, выполнили социальный заказ по успокоению народа. Чтоб не порывался КУДА-ТО из жизни, не ведущей к коммунизму. – Социалистический реализм в худшем смысле этого слова. Ибо лучший смысл декларировался не так. Лучшему социалистическому реализму вменялось чуять, - в отличие от просто реализма, - не просто новое в социуме, а прогрессивно новое. Ну а отказ от курса на коммунизм прогрессом не был. Следовательно, можно подозревать фильм в простом реализме. Если несгибаемый Хуциев в “Июльском дожде” (1966) тоже почувствовал поворот к регрессу, но почувствовал траурно, - что выводило его из реализма в маньеризм, если несгибаемый Хейфиц в “Единственной” (1975) дрался из последних сил против регресса, - что выводило его тоже из реализма в идеостиль типа трагического героизма, - то прогнувшиеся Боголюбов и Полока с ними поспорили.

Вопрос только: от ума или подсознательно они это сделали?

Для решения привлеку собственное понимание коммунизма (в расчёте, что я не одинок в своём мнении).

Там работать станут роботы, а людям для полноты жизни останется жить преимущественно в искусстве, в самом глубоком – в неприкладном, которое, - в отличие от прикладного (о знаемом), - выражает подсознательный идеал автора (то есть – об автором незнаемом). Воспринимается неприкладное тоже не сознаниями, а подсознаниями восприемников. Причём они все будут миниискусствоведы, и потому смогут из своего подсознания в сознание художественный смысл перевести. Непередаваемая тонкость переживания сотворчества.

По фильму похожее будущее подаётся как утопия. – Сокурсник, красавец, в студенческой столовой хочет произвести впечатление на красавицу Алёну:

"- На Востоке могут передавать настроение узором из ниток. И что любопытно, тамошние мастера работают над орнаментом, скажем, на ковре, годами. И всё это время каким-то усилием ума и чувств удерживают то настроение, которое должны передать”.

А Алёна ест и слушает в вполуха, потому что следит за временем: ей назначил свидание не меньший красавец, слесарь. Вот он таки произвёл на неё впечатление,

представ мексиканским бандитом в сомбреро и с пистолетом.

Нет, она в сомнении, ей не о чём говорить с Кириллом. Они даже ссорятся и расходятся. Но поздно. Какая-то магия любви их успела связать, и им плохо друг без друга. И он ей звонит, и они мирятся. И он к ней приедет, и звучит припев песни:

 

И могу я глядеть на тебя без конца.

Нет роднее души, нет любимей лица.

Только ты для меня, только я для тебя,

И невозможно жить, не любя!

И фильм кончается.

Всё – просто.

И я повторяю вопрос: есть в фильме что-то, что есть след подсознательного идеала этой простоты любви? Странность какая-то есть?

Есть заразительное настроение нарастания влюблённости. Это не то. Есть эпизоды, проявляющие лучшие качества Кирилла (он отбивает нападение хулиганов на Алёну, и он сворачивает в стену, чтоб не задавить своей только что купленной легковушкой двух пацанов, наконец, он каким-то чудесным образом чует – находясь в грустном одиночестве после многодневной размолвки на верхней палубе речного трамвайчика, выплывающего из-под моста – что на мосту среди кучки студентов стоит и смотрит вниз Алёна, и они встречаются взглядами). – Всё это белыми нитками замысла шито. И чисто эффектом заражения объясняется, что я как загипнотизированный смотрел это кино.

Но само появление замысла?..

"К сфере сверхсознания относятся первоначальные этапы всякого творчества…” (Симонов. О двух разновидностях неосознаваемого, под- и сверх- сознании. http://www.isra-trainings.com/articles/holo/consciousness.html).

Я когда-то не среагировал на это кино. Почему? Потому что сам был уже десятый год как женат, браком по типу “как у всех”: мы идеально подходили друг к другу и уже не тревожило, что она меня, собственно, никогда не любила, а у меня любовь уже прошла, но я ни сном ни духом не желал что-то менять. Мне только и запомнилось, что сцена, как Кирилл предлагает любившей его продавщице Зине пойти и подать заявление в загс, чтоб родить в законе детей и прожить вместе до конца жизни; и они так и поступают; и, выйдя из загса, он предлагает разойтись по домам – в смысле жить-то вместе они по закону теперь будут только после свадьбы (а не до, как было в начале фильма). И она вернулась в загс и забрала заявление.

“Нельзя вступать в брак без взаимной любви”, - как бы говорят авторы, зная, получается, что без взаимной любви фильм не кончится. Она есть на свете, взаимная, вопреки тоске какой-то, разлитой в обществе без социальной перспективы и потому всё невзаимные любови в фильмах пользующем. Фильм-протест?

То есть – ничего совсем уж неожиданного. То есть – закономерная реакция на маньеризм Хуциева (на сверхбудущее, благое для всех) и трагический героизм Хейфица (вот-вот и победа). Да. Ещё на лживое барокко “Странной женщины” (1976) Габриловича и Райзмана (можно, мол, в любви и без трагедий).

“В любви запросто без плохого конца, - как бы говорят Боголюбов и Полока, - часто автоматически люди становятся взаимно любящими”. Барокко, соединение несоединимого (интеллигентка и рабочий). Естественное соединение. А не лживое.

Я сам знал одну такую пару. Мы все вокруг удивлялись, а те и в ус не дули.

Могло это быть и неожиданностью в кино, как след подсознательного идеала барокко.

Или, строго говоря, я не могу всё же решить?

1 ноября 2020 г.

Натания. Израиль.

Впервые опубликовано по адресу

https://zen.yandex.ru/media/id/5ee607d87036ec19360e810c/vo-slavu-zastoia-tak-nazyvaemogo-5f9ebce19ac0705ae425be24

На главную
страницу сайта
Откликнуться
(art-otkrytie@yandex.ru)