Блок. Ты помнишь? В нашей бухте сонной... Художественный смысл.

Художественный смысл – место на Синусоиде идеалов

С. Воложин.

Блок. Ты помнишь? В нашей бухте сонной…

Художественный смысл.

Какое-то сверхбудущее, видное, словно во сне.

 

Блок – к реальности.

Я буду разнузданным. Я перевру, может быть, смысл нескольких источников, но скажу что-то определённое.

Мать Блока хотела, чтоб он женился на Ахматовой. Ей казалось, что она к нему тянется. Что-то было и в его душе, раз он вырвал кучу страниц из дневника вокруг тех дней, когда Ахматова к нему в гости пришла раз по его предложению. Он, думаю, её боялся. Она ж – ницшеанка до глубины души. Лучше – ницшеанка не до глубины: Дельмас. Но вот Ахматова пришла. Рассказала, наверно, как видела в Крыму, как контр-адмирал Сиденсер нанес визит знаменитому художнику Верещагину, обставив его царским парадизом. Шесть миноносцев сперва кильватерной колонной, а потом, каждый, описав дугу в четверть круга, подошли к берегу, остановились в километре от него, спустили на воду по одной шлюпке, в них по трапу сошли восемь офицеров в бело-золотой форме, матросы, как один, опустили весла в воду, и лодки понеслись. На берегу офицеры высадились и принялись подниматься по серпантину к домику, снимаемому на лето Верещагиным. Блок вспомнил о своём незаконченном или что-то вроде стихотворении 1911 года и вскоре потом его закончил.

 

Ты помнишь? В нашей бухте сонной

Спала зеленая вода,

Когда кильватерной колонной

Вошли военные суда.

Четыре — серых. И вопросы

Нас волновали битый час,

И загорелые матросы

Ходили важно мимо нас.

Мир стал заманчивей и шире,

И вдруг — суда уплыли прочь.

Нам было видно: все четыре

Зарылись в океан и в ночь.

И вновь обычным стало море,

Маяк уныло замигал,

Когда на низком семафоре

Последний отдали сигнал…

Как мало в этой жизни надо

Нам, детям, — и тебе и мне.

Ведь сердце радоваться радо

И самой малой новизне.

Случайно на ноже карманном

Найди пылинку дальних стран —

И мир опять предстанет странным,

Закутанным в цветной туман!

1911 — 6 февраля 1914

AberWrach, Finistere

И Блок этим досочинением отметил, что он рвётся из символизма вон в реальную жизнь. Да пока не получается. Не провалиться в совсем античеловеческое иномирие, не сблизившись с Ахматовой – получилось, а вырваться из заоблачного сверхисторического благого сверхбудущего в этот раз – не получилось.

А получилось это порывом из символизма:

"Серый цвет (цвет обыденности)… [явившийся] символом некоторого подлинного бытия… [противопоставленного] эстетически отмеченной колористической гамме первой строфы (“зеленая вода”)… [где] мир “сна”… [с его] особым состоянием мистического опыта, приобщающего “я” к пониманию сущностного миропорядка” (Смирнов. Смысл как таковой. С-Пб., 2001. С. 68).

Итак, получился только порыв, а не достижение. И всё вернулось на круги своя: померещится, что "на ноже карманном [увидишь, казалось бы, невозможную там] пылинку дальних стран — И мир опять предстанет странным, Закутанным в цветной туман!”.

И там, в символистском Далёко, символисты стремятся "вывести глубинные смысловые структуры на поверхность стихотворных текстов… [в виде тенденции] к стиранию граней между различными естественными языками” (Там же. С. 67-68). – Смотрите: место первоначального сочинения стихотворения обозначено так: "AberWrach, Finistere”.

20 июля 2021 г.

Натания. Израиль.

Впервые опубликовано по адресу

https://zen.yandex.ru/media/id/5ee607d87036ec19360e810c/blok--k-realnosti-60f6da7c33dfcb029f3455fc

На главную
страницу сайта
Откликнуться
(art-otkrytie@yandex.ru)