С. Воложин
Берус. Ноябрьские волнения
Художественный смысл
Нет больше идеалов. Постмодернизм. |
Не "в лоб" - залог художественности
Вы как хотите, а я, прочитав коротенький рассказ Виталия Беруса "Ноябрьские волнения" ( http://www.tvoros.ru/proza/noyabrskie-volneniya.html ) взгрустнул. Не потому, что-де все проходит. А так… Потому что лучшее прошло. И не в том дело, что - молодость, мол. И - стариковское у меня, мол, брюзжание.
Да, по-моему, и любого чуткого человека слегка смутит "маленький эпилог". Само слово-то "эпилог" мне представляется грустным. Если оно вставлено в текст, а не вынесено в подзаголовок. Кончается что-то с замахом на значительное. С несостоявшимся замахом.
Ну правда. Какой может быть эпилог к столь "маленькому рассказу"… Ан вот. Есть.
Что-то ЕСТЬ и в самом этом маленьком рассказе… И это его насмешливо значительное название - "Ноябрьские волнения" - тоже как-то неспроста, чудится.
Огромны были для ХХ века, а может, и для всей истории человечества ноябрьские волнения 1917 года в России. И… фук. Выродились они в фарс и ко времени действия рассказа, 7 ноября 1971 года, и уж тем более ко времени действия маленького эпилога к этому рассказу, писаному, мол, "более двадцати лет" спустя.
Так и кажется, что минорная часть эпилога: "Ремизов умер, нет в живых и Завиpюхина. Алеша же последнюю свою ноябрьскую "общественно-политическую акцию" провел в 1990 году…" - дана от имени автора, НЕ находящегося в зоне сознания главного действующего лица, донкихота Алеши (бунтующего против несоветскости советской власти), А от себя - автора, теперешнего, разочарованного так называемой демократией в России, в принципе отменившей демонстрации таких идеалистов, как Алеша.
Опьянение человечества прошло. Все вернулось на круги своя. И справедливости человечеству как не было тысячелетиями, так и не будет. Кончили баловаться. Конец истории, как изрекает Фукуяма. И от этого очень грустно. Постмодернизм - такое вот тысячелетье на дворе…
И не мое субъективное, мне кажется, мнение старика я натянул на рассказик человека, Виталия Беруса, который земную жизнь прошел всего до половины. Нет. Это и его мнение. Пусть вас не смутит его насмешничество над этим тихо помешанным настоящим коммунистом, беспартийным большевиком, Алешей, над этой комедией, что герой - двойной тезка главному пролетарскому, так сказать, писателю, поступками своими фактически предавшему пролетариат, будучи помещен, как и Алеша, под присмотр компетентных органов (так же практически предавал идею и Алеша Пешков, пока бдительность старлея Ремизова не дремала). Вы посмотрите, как автор горько смеется над Алешей, глумящимся над советской властью тогда, когда уже над ней только ленивый не потешался - в день последней (можно было уже прозреть, что последней) ноябрьской демонстрации под эгидой власти, доживающей последние месяцы: "предлагал прохожим купить…" (все, мол, продается, да?). Уж не над Великой ли Куплей-Продажей начал смеяться Алеша? А вслед за ним и автор?..
Я не знаю, согласится ли Виталий Берус с моей его оценкой и с моим толкованием его рассказа. Знаю только, что писателя спрашивать нечего. Он творит не только сознанием, а и тем, что под. И со стороны - виднее.
Во всяком случае, ему, как писателю, мое мнение, думаю, есть похвала: не "в лоб" уже значит - залог художественности.
23 апреля 2005 г.
Натания. Израиль.
Впервые опубликовано по адресу
http://www.altnet.ru/~lik/Arhiv/likb21.htm
На главную страницу сайта | Откликнуться (art-otkrytie@yandex.ru) |