Бережко. Бегущий человек
Художественный смысл
Знает, что энтропию не остановить. А пытается.
Евразия
(Вольное сочинение по поводу)
Украина — западная окраина Евразии. Если и не Западной Украиной, то возле Одессы, во всяком случае, кончается этот цивилизационный континент.
А евразийская цивилизация противостоит, по-моему, западной и индусской. Прогрессу и Застою...
“Пусть бежит спокойно”. Это как бы об этой цивилизации Ирина Бережко, случайно (а может, и не случайно) одесситка, написала в первом перле своей подборки — ну как их назвать? — очень коротких текстов. Название подборки — “Дневник долговременных занятий” (http://www.interlit2001.com/count/count2/counter.php?url=archive/volozhin.zip&act=download).
Такой коротенький тот первый перл, — как и другие, впрочем, — что не грех его целиком и процитировать.
“Бегущий человек” 14 декабря
Я пила чай, он был таким крепким, что от его горечи становилось грустно. Тогда я достала чайный пакет из чашки и положила его на салфетку. И тут я увидела, что на этой самой салфетке стал проявляться контур бегущего человека. Чтобы он не растекся по размокшей бумаге, я обвела его ручкой. Пусть бежит спокойно”.
В перестройку Одессу не то, чтоб захлестнула, но посетила митинговая стихия. Одесситы в большинстве-то плевать хотели на политические митинги. Руховцам даже подвозить своих сторонников с Западной Украины приходилось. Но ситуация в стране раскачивалась помаленьку. Вот и Рух получил разрешение провести митинг на Приморском бульваре. И я решил, что пора вмешиваться мне лично. В Киеве, как показывало телевидение, руховцы были очень агрессивны. Поэтому я прикинул, что если мне и дадут говорить, то не больше нескольких слов, пока не обнаружится, что я их противник. И я сочинил приблизительно такую речь.
Граждане! Я не хочу жить, как на непрерывных спортивных соревнованиях! Кто победил — тому все, кто проиграл — тому ничего. Я против контрастного общества! Долой Рух!
Тут, — я предполагал, — меня стащат, а может, и побьют.
Но митинг не состоялся. Власть нагнала много милиции, духовой оркестр. Тот заиграл. Руховские разведчики донесли наверх к себе, а там решили не напрягаться пока...
Теперь у них все получилось.
Мир под руководством Запада на всех парах несется к глобальной экологической катастрофе. Даже Индия с ее миллиардом исповедующих такую религию, что под ее эгидой никогда б и мысли не возникло о глобальной экологической катастрофе.
Конечно, такой застой, из-за которого даже в столь благодатном, как в Индии, климате часто свирепствовал было голод, это уж чересчур. Но что-то околозастойное, без голодомора... Как в СССР... Мне кажется вполне приемлемым для того, чтоб оно было — будущее человеческой цивилизации. С неограниченным духовным потреблением...
Поэтому “Пусть бежит спокойно” Ирины Бережко меня тронуло.
Хоть это — “в лоб” обозначенный катарсис от столкновения противочувствий.
Действительно. Что как не одно из противочувствий вызывает такой рост энтропии...
(А! Вы забыли школу? — Энтропия это беспорядок, хаос, то, что есть тепловая смерть вселенной... А негэнтропия — порядок в каком-то месте, образующийся за счет роста энтропии вокруг. Хозяйственный прогресс, например, ведет к ускоренной смерти человечества...)
Так что как не одно из противочувствий вызывает такой рост энтропии как расплывание контура человечка на салфетке? И что как не другое противочувствие рождает такой сюжетный ход, как очерчивание контура человечка, пока тот не расплылся, шариковой ручкой? Что это как не образ столкновения прогресса с застоем?
И ведь рисовальщик же знает, что энтропию не остановить, контур расплывется за черту, наведенную ручкой. Не остановить. А пытается! Как большая часть населения бывшего СССР... Из-за чего Запад на нее сердит, слепец. Ему бы все расплываться... Ему бы все — прогресс, несчастный.
Я не художник. Я не знаю, как надо было кончить текстик. Но — не так явно...
Но все же и это — удача. Ибо — залог.
Другие текстики слабее. Один, про поцелуй, даже прямо повторяет фабулу первого. Про пожар в лесу, про ежей, сахарную гору — почти повторяют. Остановись, мгновенье, ты прекрасно!.. Мол.
Но, Боже! Как я боюсь сломать автора этих изящных проб...
Дерзайте, Ирина! И не обращайте на меня особого внимания.
26 июня 2005 г.
Натания. Израиль.
Впервые опубликовано по адресу
http://www.interlit2001.com/kr-volozhin-13.htm
На главную страницу сайта | Откликнуться (art-otkrytie@yandex.ru) |