С. Воложин.
Басов. Картины.
Прикладной смысл.
Делать красяво. |
Басов не наследник Шишкина.
Прочитав у Маркиновой, что Басов наследник Шишкина, я усомнился. Многоцветные они какие-то у Басова. Красявые.
Ну вот.
Шишкин. Лесные дали. 1884.
Аж яркий жёлтый цвет у Басова на переднем плане. И не только на камнях, но и на почве и тропинке. Ну, тропинку протоптали. Ладно. Но почему трава не всюду растёт справа? Я подозреваю, что для красивости.
А Шишкин явно сковывал себя в количестве цветов. Он даже оранжевую вообще-то сосну изображает серой.
Может, разные времена суток изображены? Не утро ли у Шишкина и не день ли у Басова? – Нет. Солнце в обеих картинах стоит почти на одной и той же высоте.
У Шишкина под углом 10 градусов от вертикали, у Басова – 30. У обоих не строго против солнца изображение. То есть контражура нет.
Шишкин хочет выглядеть строже, эпичнее.
Сомнение в их наследственной связи вызывают и время занятия живописью: Басов - с 1980 (время перед закатом СССР, чуткие люди его чувствовали, и в их творениях реял непокой; у Басова он не чувствуется). А Шишкин - с конца 50-х годов 19 столетия, со времени перед отменой крепостного права, ему предстояло учуять могучий народный подъём (что в его картинах чувствуется). Может, потому, всё же чувствуя свою несвязанность с историей страны, Басов свои картины не называет и не датирует.
Шишкин стал реалистом (все передвижники плакали о несчастном народе, освобождённом от крепостного права без земли, а потом страдающем от терзающего его капитализма). Странно, что такая крупная величина, как Борис Асафьев, не почуял этого, а назвал его живописцем для салонов. Вот таким живописцем для салонов как раз можно назвать Басова.
Вот наиболее пёстрая и нехарактерная вещь Шишкина.
Шишкин. В Крыму. Монастырь Космы и Дамиана под Чатырдагом. 1879.
Под стать и то, что Крым это не сермяжная Россия.
А смотрите на пестрятину Басова.
А вот самое разительное несоответствие.
Шишкин. Рожь. 1878.
Насколько экономнее Шишкин с далями и планами, настолько и мощнее. А почти одинаковые сосны… У Басова бледная немочь по сравнению с шишкинской.
Разные цели у меня с Маркиновой. У неё – ублажить глаз читателя настроением достижительности и довольства (вообще-то не характерным русской душе), выраженном богатством цвета. У меня – пробудить у читателя мысль, не хотел ли художник странностью какой (холодным колоритом ясного дня или невозможностью вне леса вырасти стройным соснам) сообщить зрительскому подсознанию свой подсознательный идеал. Шишкин – идеал чуяния того в социуме, что ещё никто не чует: могучести русского народа, когда все передвижники о его несчастии плачут.
26 июня 2021 г.
Натания. Израиль.
Впервые опубликовано по адресу
На главную страницу сайта |
Откликнуться (art-otkrytie@yandex.ru) |