С. Воложин.
Бабель. Одесские рассказы.
Художественный смысл.
Социализм исправит страшных. |
Против Дмитрия Быкова 12.
Я выбрал такую тактику критиковать статьи Быкова: дочитаю до какого-нибудь ляпа и пишу свою статью-опровержение. Но этот Быков – как фонтан. Неиссякаем. И разнообразен. – Я было пробовал дописывать после публикации. – Не помогает: не могу ж я неограниченно увеличивать свою статью. Длинную читать не станут. – Вот и приходится не по одной статье писать на его одну.
Я, правда, от такого разбиения теряю сосредоточенность критики. Но. Что поделать? Может, читатель не погнушается заглянуть и в предыдущую тоже, прочитав эту вот мою.
Данная – против его выпадов против Бабеля.
Интерес к Быкову тут будет направлен на его шутки. Они сложные. Их трудно показать рождёнными злом в Быкове.
Дело в том, что он, мещанин, чувствует себя глашатаем большинства, которое, конечно же, тоже является мещанами. Более того, нет ни одного человека, лишённого мещанства в себе напрочь.
Мещане в Средние века были горожане. В городе и богохульство рождалось. Потому дворяне и крестьяне считали себя выше горожан. Это хорошо выражается крылатой фразой Кьеркегора: "Христиане говорят с Богом. Мещане говорят о Боге”. В современной России, против которой ополчился в информационной войне весь Запад, подразделение людей можно изменить. – России приходится держать круговую оборону. Как, впрочем, и всегда. И Россия стала страной военной. Не страной-агрессором, а военной. Большинство земель к ней присоединено мирно или по прямой просьбе соседей о спасении. А страна – равнинная. Всю её насквозь пересекали всякие агрессоры. Исключительность даже такая получается. России много приходилось границы расширять, до гор доходя или других естественных препятствий. В результате россияне стали народом-героем. (При всём мещанстве большинства.) И поддержано это было большую часть времени той или иной идеократией. “Москва – Третий Рим”. Страна-хранитель православия, наиболее верного Писанию. СССР – страна-первопроходец коммунизма. Аж сумела построить неконтрастное общество. Теперь Запад Россию выталкивает в гаранта традиционализма. – При ранге гаранта, пусть и традиционализма, о мещанстве тоже как-то надо забыть. Всё это – очень серьёзно.
А Быков, наоборот, реставрацию капитализма воспринял как свидетельство наличия у Запада магистральности, так сказать, пути исторического развития. И оно – во имя мещанства, как большинства населения планеты. “Даёшь упрощение и понижение!” “Прощай, залёты!” “История со смехом прощается со старым”. А старое – залёты.
Можно шутить над прошлым.
И – “Новый Завет” есть шутка над “Старым Заветом”.
Это в связи с тем, что страна в “Конармии” окружена врагами, а в стране этой все – "непоправимо чужие друг другу” (Время потрясений. М., 2018. С. 281):
“Каким рисуется Бабелю выход, сказать очень трудно, потому что, как многие правильно замечали, мир Бабеля – это мир, в котором власть Отца кончилась, а власть Христа не началась, Христос не пришёл. Правда, есть у меня одно кощунственное соображение касательно “Одесских рассказов”. Действительно, на смену Менделю Крику, который даже среди биндюжников считается грубияном, пришли его сыновья, прежде всего Беня. Беня – это центр нового жанра, плутовского романа. Плутовский роман… продолжился в Бене Крике, разумеется, продолжился у Ильфа и Петрова… Главной фигурой двадцатых годов оказался плут. И вот здесь я задумываюсь, почему. Дело в том, что плутовский роман, и это особенно видно на примере Бени Крика… - это мир, в котором вместо страшного мира отца-патриарха предлагается по-своему милосердный, шутовской, пародийный мир плута. [Для смеха всё позволено; в том числе можно забыть, что “Одесские рассказа” вместе с “Конармией” рассматривались как царство ужаса, и ужас связывался с советской властью] Отсюда [миру плута] недалеко до страшного вывода о том, что первым плутовским романом в истории человечества было Евангелие. Христос – это тоже трикстер, великий шутник, который ходит по воде, превращает воду в вино, говорит притчами (говорит мало, но смачно). В общем, Беня Крик, конечно, христологическая фигура” (С. 218-219).
Вы как хотите, а я теряюсь от такого передёрга (бандита превратить в плута, чудеса – в шутки). Потому что шутит же Быков… Переиначивая Кьеркегора: христиане говорят о Боге, а мещане смеются над Богом.
Тут надо уметь шутить, чтоб Быкова критиковать, а я не умею.
11 апреля 2021 г.
Натания. Израиль.
Впервые опубликовано по адресу
На главную страницу сайта |
Откликнуться (art-otkrytie@yandex.ru) |