С. Воложин
Бабель. Одесские рассказы
Художественный смысл
Ведь художественный смысл нецитруем! |
Поплакать в жилетку
Хочется поплакать в жилетку. Это я читаю разбор “Одесских рассказов” Бабеля в http://alyulka.livejournal.com/181315.html.
Автор очень опирается на текст, что должно б мне нравиться. Но он не видит глубже текста.
Странно, что он вообще зажёгся писать разбор.
Нет, я понимаю: его задело замечание моего любимого Гуковского, что рассказы "сюжетно... не вполне циклизованы”. Его обидела глупость какого-то Накамуры, что "нельзя найти никакую ценность внутри нуля”. Он взялся "обнаружить “смысл” как раз внутри мира бабелевских произведений, понимая цикл как не случайно развертывающееся”.
А ведь художественный смысл нецитруем! Вот мне и хочется, поплакать.
Я спросил какой-то заграничный поисковик: “художественный смысл произведений бабеля”. Тот на первых двух позициях в списке выдал мои разборы. Они там стоят на первых позициях, наверно, уже много лет… Ну пусть только через 4 года после моих помещён огорчивший меня опус… Но со времени этого помещения прошло уже 7 лет. А до поместившего мои статьи так и не дошли. (Дошли б – он устыдился бы помещённого и стёр.) Или хватит того, что сам автор, филолог, профессор Иван Есаулов, устыдился эту статью помещать в Интернет (если устыдился)? Или не хватит?
Ибо до кого вообще доходит моя идея-фикс, что художественный смысл нецитируем?.. – Я боюсь, что мало до кого. Хоть мой сайт ежедневно посещают несколько сот человек.
Автор изо всех сил ломится в открытые ворота: доказывает, какие они плохие, герои Бабеля, вплоть до рассказчика (который не есть автор, надо заметить). И автору в голову не приходит, ЗАЧЕМ это Бабелю понадобилось? И откуда у Бабеля такой восторг писательский?
Хотя… Он 1960 года рождения. На поколение меня младше. Этим трудно представить тот энтузиазм миллионов в 20-30-е годы от веры, что мы – впереди планеты всей и вот-вот построим социализм, а там – и коммунизм.
Может, верю, кому-то показаться странным, что я, родившийся в самый страшный год, в 1938-й, и нисколечки не заставший тот энтузиазм и веру, всё же оказался способным вживаться в настроение большинства тогдашних людей.
Но, читатель, подумайте сами, если вжиться, то так трудно разве догадаться, ЗАЧЕМ Бабелю понадобились самые страшные евреи в “Одесских рассказах” (и самые страшные красные казаки в “Конармии”)? И почему у Бабеля так и брызжет счастье в его прозе этой?
Люди с художественным чутьём – чуют: большие художники всегда через наоборот выражают себя. А среди гуманитариев часты люди без художественного чутья.
Или всё-таки срабатывает инерция неприятия такой неожиданной новизны, что художественный смысл – нецитируем?
Сколько ж мне надо прожить на свете, чтоб свалить эту стену неприятия? (Впечатление, что я единственный её пытаюсь разрушить.)
Я не стал дочитывать статью Есаулова до конца…
8 ноября 2015 г.
Натания. Израиль.
Впервые опубликовано по адресу
http://www.pereplet.ru/volozhin/324.html#324На главную страницу сайта |
Откликнуться (art-otkrytie@yandex.ru) |