С. Воложин
Асеев. Война
Прикладной смысл
Заразить ненавистью. |
Асеев: заразить ненавистью
Я был очень благополучен, когда в храме Христа-Спасителя “выступили” “Пусси райот”. – Ну что? Перформанс. Выход искусства (явления, испытывающего сокровенное непосредственно и непринуждённо {по Натеву}, явления условного) за свои границы {условного}, - выход в жизнь (воздействующую непосредственно, но принуждающе). Присутствовавших молящихся не спрашивали, хотят ли они слушать не молитву и созерцать нарушение ритуала и правил поведения в церкви. Премию Кандинского за такое дать, это просто политический акт, позорящий премию и имя Кандинского. (Я – см. тут – по крайней мере первую его абстрактную картину понял и имею право его уважать.) – Так вот я был вполне благополучен, пока не стал читать Смирнова.
Чтение о футуризме у Смирнова (“Смысл как таковой”, 2001) поколебало моё мнение о скандальных выступлениях футуристов как о таком же недопустимом выходе искусства в жизнь, как о выходе их в околоискусство. (Такой категории – околоискусство – нет, но что мне? Я считаю, что есть и что я нахожусь в своём праве самодеятельного критика во времена, считаю, колоссального застоя искусствоведения из-за хотя бы одного: из-за практического игнорирования художественности по Выготскому.)
Смирнов рассматривает общие и частные черты футуризма, достаточно всё же условные (заумь и др., в общем почти понятное), чтоб мне как-то смягчить свои-для-меня строгие правила, что такое в искусстве хорошо, а что такое плохо.
Футуристы (в России) появились между двумя революциями, и их подсознательный идеал очень близкой революции (благой для всех в последнем итоге), вынуждал их в своих “текстах” пылать ненавистью и к предателям-мещанам, и к затихшим революционерам. Так пылать, что чуть не вон из искусства (условности) в жизнь (в скандалы) выпрыгивать.
А как с разразившейся мировой войной? – Что она приближает революцию, футуристы знать не могли – политическое образование не такого уровня. А вот, что она не революция, было очевидно. И что им естественно было возненавидеть и её, мне представляется очевидным. (Но только для российских футуристов так, итальянские её, наоборот, прославляли {что, по-моему, осмеял Бурлюк}.)
Бурлюк. Коллаж на тему Первой мировой войны. 1915.
Смирнов же пишет как-то безыдейно о ещё одном выверте футуристов:
"…поэзия… производила экспансию во внетекстовой ряд и синтетически захватывала смежные художественные формы. “Война и мир” Маяковского, где была введена нотная запись и “театрализовано” место действия, и поэма Асеева “Война”, в текст которой были вмонтированы прозаические вставки и музыкальные указания, — одно из доказательств этого процесса [процесса порыва к действенности искусства]".
Какое переживание вызывают асеевские "музыкальные указания”?
Первый случай.
"Едут полководцы. Впереди Архангел Петр Великий на дородном рыжем коне, упершись рукою в колено. Горнисты играют поход. Дороги извиваются под копытами коней как змеи. Расступающиеся горы отражают звуки музыки и ржанье городов, бегущих по сторонам войск. Медленно”.
(Я буду тенденциозен.)
Хоть слова: "Горнисты играют поход”, - можно понимать бодро, но слова: "отражают” и "Медленно”, - как-то умеряют оптимизм.
И он совсем умирает на следующей строке:
"Трубы вздыхают”.
Следующее музыкальное указание просто пессимистическое.
"Флейта одиноко взлетает вверх”.
Послушайте "Звук на флейте для театра во время того, как что-то произошло нехорошее” по адресу https://zvukipro.com/muzikalnie/284-zvuki-fleyty.html, чтоб вам, читатель, ясней представить, если вы не музыкант, то, что надеялся своим читателям “сказать” Асеев.
Следующие слова про музыку нейтральны:
"Города набегают и смешиваются с войском. Общее медленное движение вперед. Музыка”, -
но работает память о недавнем миноре. Собственно стихи между этими “музыками” тоже какие-то неприятные.
Чужое гремящее слово!
Чужое суровое имя!
Здесь, где кругозор не изломан,
Все крючьями рвите кривыми.
Следующее музыкальное указание:
"Жители перепутались с солдатами. Установлены патрули. Общее упорное движение продолжается. Флейты визжат предостерегающе".
То же.
Следующее:
"Мелодия повышается секвенциями. Их лестница достигает вершины гор”.
То есть барабанные перепонки болят? Если б не условность – слова тут всё-таки – это было б выходом в жизнь. И вызвало б скандал.
Следующее:
"Крик флейты”.
Следующее приотпустило с негативом:
"В молчании блещут штыки проходящих солдат. Архангел поднял трубу, возвещая Рождество. Города застыли строениями. Шум, снег, предпраздничная суета”.
Далее про музыкальные указания забыто. Есть звуки боя. Кончается смертью главного героя, поручика-патриота, и его охаивание штатским.
Что ненависть двигала Асеевым в этих его вылазках в смежное искусство, доказано. От неё один шаг до большевистского лозунга: “ПРЕВРАТИТЬ ВОЙНУ ИМПЕРИАЛИСТИЧЕСКУЮ В ВОЙНУ ГРАЖДАНСКУЮ”.
31 августа 2020 г.
Натания. Израиль.
Впервые опубликовано по адресу
На главную страницу сайта |
Откликнуться (art-otkrytie@yandex.ru) |