С. Воложин.
Тарковский. Пауль Клее.
Художественный смысл.
Преодолел смерть. Но это уже перед нами Арсений Тарковский, а не Пауль Клее. – Слава бессмертию, Вечности, вне времени и смерти! |
Арсений Тарковский.
Благими намерениями, говорят, вымощена дорога в ад.
Вот это, по-моему, хотел сказать Арсений Тарковский своим стихотворением “Пауль Клее” (1957).
Жил да был художник Пауль Клее Где-то за горами, над лугами. Он сидел себе один в аллее С разноцветными карандашами, Рисовал квадраты и крючочки, Африку, ребенка на перроне, Дьяволенка в голубой сорочке, Звезды и зверей на небосклоне. Не хотел он, чтоб его рисунки Были честным паспортом природы, Где послушно строятся по струнке Люди, кони, города и воды, Он хотел, чтоб линии и пятна, Как кузнечики в июльском звоне, Говорили слитно и понятно. И однажды утром на картоне Проступили крылышки и темя: Ангел смерти стал обозначаться. Понял Клее, что настало время С музой и знакомыми прощаться. Попрощался и скончался Клее. Ничего не может быть печальней! Если б Клее был намного злее, Ангел смерти был бы натуральней, И тогда с художником все вместе Мы бы тоже сгинули со света, Порастряс бы ангел наши кости! Но скажите мне: на что нам это? На погосте хуже, чем в музее, Где порой вы бродите, живые, И висят рядком картины Клее - Голубые, желтые, блажные... |
Только-только развенчан культ личности Сталина, реабилитированы и выпущены из лагерей тысячи жертв репрессий. А Арсения Тарковского это не впечатляет. Благие намерения – злыми оказываются. (Как факт, это развенчание через 30 с небольшим лет обернулось такой разрухой в стране, такой волной смертности, что такого не было со времён батыйского нашествия. То же, собственно, было и с его отцом, народовольцем, отказавшимся от своих убеждений. Ленинцы пошли своим, не народовольческим, путём. И – не только гражданская война, но и впоследствии – сталинщина.)
Было от чего опустить руки Арсению Тарковскому. И он воспел отсутствие намерений по отношению к материальному миру, какой он ни есть, пусть на вид он будет даже и благой: “Как кузнечики в июльском звоне”. Как Пауль Клее. Тот в 1905 году написал:
“Художник воспроизводит не саму природу, а скорее закон природы” (http://www.ikleiner.ru/lib/painter/painter-0029.shtml).
Арсений Тарковский, наверно, это высказывание читал, вот и перефразировал его касательно кузнечиков в июле: “Он хотел, чтоб линии и пятна, / Говорили слитно и понятно”.
А скажите, это у Тарковского Клее гармонию описал?
Да. Но гармонию больше, чем жизни, а – со смертью включительно. Потому и перебив в этом же стихе: “И однажды утром на картоне”. – Обрыв фразы. – Обрыв жизни…
И не нужно этому противоречить, сопротивляться как-то. Такова жизнь: она со смертью.
Бессильный человек, этот Клее.
Или в этом-то и его сила? Он же закон природы постиг. И запечатлел. Тем преодолел смерть: “И висят рядком картины Клее - / Голубые, желтые, блажные...”
Но это уже перед нами Арсений Тарковский, а не Пауль Клее. – Слава бессмертию, Вечности, вне времени и смерти! Не земным благим намерениям-коллективизму, а надземным, над Добром и Злом… Индивидуализму.
Арсений Тарковский – ницшеанец.
Зазубрил ли ты, переводчик, Арифметику парных строчек? Каково тебе по песку Волочить старуху-тоску? Ржа пустыни щепотью соды Ни жива шипит, ни мертва. Ах, восточные переводы, Как болит от вас голова. |
Арсений Тарковский – ницшеанец, сумевший сбросить с себя переводческое ярмо, под которым он жил при сталинщине, и вырвавшийся, - пусть и под конец жизни, - на Свободу.
(Потому – яблоко от яблони недалеко падает – и сын его, Андрей Тарковский, такой же. Только отец чувствовал себя одним в поле воином, а с сыном было много единомышленников, целый коллектив индивидуалистов.)
Арсений Тарковский, конечно, переделал под себя Пауля Клее – в победителя, как и положено ницшеанцу. Но сам Клее, экспрессионист, обессиленность всё же коллективистов выражал (см. тут).
30 июля 2013 г.
Натания. Израиль.
Впервые опубликовано по адресу
http://www.pereplet.ru/volozhin/159.html#159
На главную страницу сайта |
Откликнуться (art-otkrytie@yandex.ru) |