С. Воложин.
Аронов. Каникулы Кроша.
Художественный смысл.
Близок коммунизм. |
Подозрительный фильм “Каникулы Кроша”.
Он мне подозрителен тем, что создал впечатление, что мне нравится, что он такой советский: добрый и учительный. – Странно. За это не должен бы нравиться именно мне, за дидактику произведение вообще отлучающему вещь в околоискусство. Но, факт налицо: нравится. Я его с интересом смотрел. Хоть взялся смотреть от тоски неверия в любовь, показываемую в современных сериалах. Я на него наткнулся на канале “Культура” на месте, где Крош предаёт Петю, друга, ухаживающего за Зоей. И аж целует её. – Вот мне и захотелось посмотреть всё от начала до конца. И это оказалось приятным занятием. – Почему? Почему? Неужели я пал жертвой образного психологического исследования того, как именно нравственно чистая человеческая особь не грязнится?
Но это ведь жанр, называвшийся в 19 веке физиологией. Очерк. Почти наука. – Как тщательно разрабатывается хитрость Вэна… Казалось бы, от такого мастера интриг не увернуться шестнадцатилетнему пацану. – Но это ж даже не эстетическое переживание… Это восхищение тонкостью хитрости.
И меня раздражали поэтические вставки, новеллы, сопровождающие каждую новую нэцке. Как что-то чуждое фильму. И я не верил, что Крош таки с любовью рассматривает фигурки. Они меня не восхищали, новеллы тоже. В фильме предъявлялся типичный подход художников к стильности как цельности, визуально заключающейся в примитивизме и колоссальной тщательности полировки поверхности. Не мог пацан вдруг в эту цельность вчувствоваться.
Но меня пронзили такие слова об этом фильме:
"Примета 1970-х — в те годы было модно разбираться в искусстве, иметь дома альбомы с репродукциями, заводить знакомства с художниками и — антикварами. Жить в центре. Увлекаться изысканным... чем-нибудь… Массово народ любил импрессионистов, Серебряный век и валом валил на Джоконду и Тутанхамона” (https://zen.yandex.ru/media/zina_korzina/pochemu-mne-dorog-film-kanikuly-krosha-5ea6b616e391b234dce8814f).
Я сам был такой, уже больше 10 лет занимался искусствоведческим самообразованием.
И тогда я вспомнил о тексте, который читал в эти дни (вы извините, что он предельно сложный):
"… основа знакового воздействия художественного произведения – его смысловое единство, основа же его “реальности”, непосредственности – то, что в художественном произведении противится этому объединению [исследованию, как именно нравственно чистая человеческая особь не грязнится], иными словами, то, что в нём ощущается как непреднамеренное [то есть след подсознательного идеала автора]. Только непреднамеренность способна сделать произведение в глазах воспринимающего столь же загадочным, как загадочен для него предмет, назначение которого он не знает; только непреднамеренность… может… привести в движение весь жизненный опыт воспринимающего, все сознательные и подсознательные тенденции его личности” (Ян Мукаржовский. Исследования по эстетике и теории искусства. М., 1994. С. 236).
Неужели может быть, что моё подсознание уловило подсознательный идеал авторов (сценария, Анатолия Рыбакова, и режиссёра, Аронова – идеал далёкого будущего, коммунизма, в котором, работать будут роботы, а люди – жить искусством)? А подсознание это ж не сознание. Вот я и не понял, почему мне фильм понравился. Мне понравилось общение подсознаний.
15 января 2021 г.
Натания. Израиль.
Впервые опубликовано по адресу
На главную страницу сайта |
Откликнуться (art-otkrytie@yandex.ru) |