Изображение Апокалипсиса. Прикладной смысл.

С. Воложин

Изображение Апокалипсиса

Прикладной смысл

Допекание приходилось совершенствовать.

 

Апокалипсис, ветреная Свобода и постоянный Традиционализм.

Кто меня читал ранее, знает, что я пытаюсь определять в произведениях искусства, что там рождено от подсознательного идеала, а что – от сознательного. Иными словами на своём примере, примере человека, изменяющего самого себя от состояния без вкуса к состоянию человека со вкусом, мне хочется поднять вкус у своих читателей, если они подозревают себя тоже сколько-то ущербными по части вкуса.

В этих потугах я наткнулся на неведомое мне раньше отличие православия от католичества. “Апокалипсис” не читают в православных церквах.

А всё – от властности, больше властвовавшей вблизи Рима, чем вдали, в Восточной Римской империи, в Византии.

Слова Христа: Богу – Богово, а кесарю – кесарево, - на востоке были восприняты буквальнее, чем на западе. И на западе Церковь восхотела царствовать не только в душах. И в секс больше вмешивалась, и в политику. И это больше угнетало мирян, чем на востоке. В результате на Западе миряне больше Церкви упрямились, а на Востоке они стали более, чем на Западе, богопослушные (аж соответственно самоназвались: Святая Русь).

Соответственно этому на Западе больше понадобилось паству и пугать, и юлить перед нею (ввести Чистилище между Раем и Адом).

Для пугания очень годился “Апокалипсис”.

Воспользовались тем, что эта книга не сразу была канонизирована. Кончилось тем, что на Западе её в церквах читают, а на Востоке – нет.

Соответственно – и в искусстве. Сперва на Западе Страшный Суд изображался довольно идиллически – иллюстрацией соответствующего места в Евангелии от Матфея:

" 31 Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей,

32 и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов;

33 и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов -- по левую.

34 Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира…” (Мф. 25).

Отделение овец от козлов. Рим. III в. 40.6 x 237.5 см Мрамор.

Страшный Суд. Рельеф саркофага Ажильбера. VII в.

Что-то не шибко отличаются левые от правых.

Но чем дальше, тем страшнее.

Трирский Апокалипсис. Франция. 800 г.

Миниатюра Бамбергского Апокалипсиса. Ок. 1000 г.

И тогда мне подумалось, а не тут ли кроется какое-то вековое тяготение России к традиционализму, а Запада – к прогрессу. На Западе так католицизм допёк народ несвободой, что и само допекание приходилось совершенствовать, и, когда, наконец, освободились, то пошли вразнос. А на Святой Руси… полегоньку да помаленьку… Без религиозной войны Реформации против безнравственных католиков… Без этих теперь улётов, наоборот, в извращения как в норму… Тише едешь дальше будешь.

19 июля 2018 г.

Названия. Израиль.

Впервые опубликовано по адресу

http://newlit.ru/~hudozhestvenniy_smysl/6118.html

На главную
страницу сайта
Откликнуться
(art-otkrytie@yandex.ru)