Художественный смысл – место на Синусоиде идеалов

С. Воложин

Софонисба Ангуиссола. Картина Бернардино Кампи “Софонисба Ангуиссола”.

Кампи. Картины.

Художественный смысл.

Насмешка над маньеризмом.

 

Работай тупо

Такой девиз у меня, инженера, был, когда мне в распоряжение попадал только что принятый на работу в КБ выпускник института. Всю творческую работу исполнял я. Это была компоновка прибора. А ему нужно было сделать так называемую деталировку. И была масса правил, как это делать. Надо было все учесть. Я специальное руководство изготовил. И надо было просто ему следовать.

То же – с критикой авторессы дзен-канала Лёли Городной (её статьи моя дзен-лента мне то и дело предлагает читать, я проказываюсь иногда и читаю). Знаю, что она обязательно что-то ляпнет. Но, чтоб это обнаружить, нужно иногда проделать много черновой работы.

Речь пойдёт о причине передвижения художником руки портретируемой с одного положения в другое в процессе живописания, - передвижения, обнаруженного реставраторами.

Софонисба Ангуиссола. Картина Бернардино Кампи “Софонисба Ангуиссола”. Около 1559. Холст, масло.

Сверху – вариант до реставрации, ниже – вариант после очистки при реставрации, ещё ниже – вариант после реставрации.

Лёля проигнорировала: 1) что Софонисба на картине больше рисующего её Кампи, 2) что Кампи объёмный, а Софонисба более плоская, 3) что Кампи устроил себе подпорку для руки, верёвочку от правой вертикальной части подрамника к левой (нетвёрдая-де рука у него). Лёля извратила картину:

"…художница сделала абсолютно всё, чтобы её образ был здесь максимально достоверным, рельефным, живым и “дышащим”. Здесь нет ни единого приема, при помощи которого итальянские живописцы XVI столетия обозначали искусственность одного изображения в рамках другого” (https://dzen.ru/a/Y23Oz_KdiDlxzJV2).

В результате вместо насмешки художницы над своим учителем Лёля вывела:

"На дворе — XVI столетие, царят суровые нравы и положение женщины в обществе весьма специфично. И вдруг ученица большого мастера позволяет себе дерзкое художественное высказывание, заявляя если и не о превосходстве, то уж точно о паритете творческих сил относительно прославленного педагога. Жест левой руки [левая рука готова перехватить кисть, которой она только что была сотворена. Метафора предельно ясна: эта Галатея ожила, переняла знания и навыки от своего Пигмалиона, и теперь желает творческой самостоятельности] её героини вышел слишком уж дерзким по отношению к Бернардино Кампи, которого она продолжала искренне почитать как своего кумира и наставника. И дабы смягчить пафос и логос композиции, а также заочно извиниться перед своим учителем, девушка закрасила этот эпизод полотна, а поверх него создала куда более нейтральное изображение” (Там же).

А дело в том, что художница насмехается над учителем за идеостиль маньеризма, выражающий наипоследнее отчаяние от безнравственности католической церкви, а за нею и всего общества, что привело к религиозной войне в Западной Европе с 1546 года по 1648-й. (Картина написана через 13 лет после её начала.)

Аскетический маньеризм, начиная с Микеланджело, выражал своё “фэ” телесности утрированием её, винтообразными позами.

Кампи был представителем так называемого кремонского маньеризма.

Кампи. Нептун на своей колеснице, запряженной гиппокампами.

Смотрите, как изогнуты тела Нептуна, этих гиппокампов, какой-то рыбы… Какие утрированные у Нептуна мышцы.

Кампи. Мадонна во славе.

Какие неприятно упитанные ангелочки. У всех преувеличенные жесты. Мадонна лицом повёрнута вправо, глаза смотрят прямо, плечи развёрнуты влево, ступни – прямо. Ангелесса с голубой лентой в волосах как повывернута.

На картине Ангуиссолы Кампи как закручен: нам видна его спина (так круто он повёрнут влево, лицо повёрнуто круто вправо, глаза – туда же ещё больше.

Насмехаясь над его аскетизмом, художница сделала его почти лапающим грудь изображения, а то первоначально защищалось левой рукой. Но главное, она его сделала реальным человеком, а не витающим в эмпиреях пафосным творцом во имя морали.

Ибо саму её тянуло на землю, в какой-то реализм, что ли.

Ангуиссола. Трое детей с собачкой.

Зачем же художница убрала с груди своего изображения защищающую руку? – А чтоб не нарываться на лишние неприятности. Чудо уже то, что ей, женщине, разрешили быть художницей.

30 января 2023 г.

Натания. Израиль.

Впервые опубликовано по адресу

https://dzen.ru/a/Y9dP_8vkU03UGTtW

На главную
страницу сайта
Откликнуться
(art-otkrytie@yandex.ru)